+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Новые требования при трудоустройстве моряков

Работа на корабле дальнего плавания

Новые требования при трудоустройстве моряков

Работа на кораблях дальнего плавания привлекает очень большое количество людей, которые готовы проводить в море большую часть своего времени. Многие думают, что работать на кораблях дальнего плавания или на круизном судне можно только на должности моряка.

Самые большие круизные лайнеры

Но на самом деле, количество востребованных вакансий гораздо больше. Связано это с активным и динамичным развитием флота РФ, как военного, так и гражданского. Вакансии существуют и для мужчин, и для женщин как для опытных моряков, так и для людей без опыта.

Специфика работы на корабле

Работа на море имеет множеством нюансов и особенностей, которые необходимо учитывать, прежде чем соглашаться на подобные предложения. Для каждой должности существует свой набор минимальных требований, которым должен соответствовать сотрудник гражданского или военного флота России.

Образец диплома об окончании ВАГШ. Специальность — командно-штабная, оперативно-стратегическая.

Обычные матросы для того, чтобы найти работу, должны закончить специальные мореходные училища. Командный состав, особенно старший, должен получить высшее образование в академии или университете.

Обязательным является изучение и знание иностранных языков, в частности, английского, который считается языком международного общения.

Для работы на круизных судах иностранные языки просто необходимы, поскольку на кораблях путешествуют в основном иностранцы. Также важно, чтобы работник судна имел диплом в конкретной сфере. Например, механик знал инженерное дело, а кок обладал знаниями в кулинарии.

Одной из главных особенностей является то, что сотрудники судов и кораблей должны быть готовыми к длительным поездкам. К таким странствиям должны быть готова не только команда, но и члены семьи.

Положительные и отрицательные стороны

Работа на корабле – это сложный, увлекательный и занимательный процесс, что позволяет морякам продвигаться по карьерной лестнице, достаточно неплохо зарабатывать, найти подходящую должность на суше.

Моряки зарабатывают значительно больше, чем специалисты в различных сферах на суше.

Именно это привлекает человека в морской карьере, поскольку за несколько лет можно накопить достаточно средств для покупки квартиры, машины, переезда в другую страну.

Особенно это касается заработков на круизном судне или в морской промышленности по добыче газа и нефти. Не менее важным аспектом является то, что человек уже в 30 лет может стать капитаном.

Подобная карьера очень немногим удается в таком возрасте.

Работа моряка

К другим положительным сторонам относятся следующие факторы:

  • Не нужно тратиться на ежедневные расходы, поскольку владелец судна или морской компании обеспечивает питание, форму, проживание, перелеты, трансферы.
  • Путешествие по разным странам.
  • Длительный отпуск, который составляет от 4 до 6 месяцев.
  • Изучение иностранных языков, культур, налаживание контактов.
  • Возможность в дальнейшем неплохо трудоустроиться.
  • Востребованность специалистов морского дела, независимо от политической и экономической ситуации в стране.
  • Нехватка офицерских кадров.
  • Развитие профессиональных качеств и навыков.
  • Приобретение значительного опыта.

Работа на круизных судах и кораблях дальнего плавания имеет и отрицательные стороны, связанные с рядом факторов. Во-первых, стоит учитывать необходимость работать в команде, где существует очень жесткая дисциплина.

Во-вторых, сосуществование с членами команды на ограниченном пространстве, налаживание связей, контактов, способность к общению. В-третьих, тяжелая физическая работа, длящаяся иногда больше 12 часов.

График работы обычно вахтовый, который усложняется постоянной сменой часовых поясов. В-четвертых, существует высокая степень травмоопасности и риска для общего состояния здоровья. В-пятых, наличие угрозы со стороны пиратов, которые захватывают торговые суда.

По правилам, хранить и использовать на корабле любое огнестрельное оружие нельзя. Поэтому моряки во время захвата судна становятся беззащитными жертвами пиратов.

Задержание танкера «Механик Чеботарев» в Ливии похоже на захват

Кроме того, к недостаткам относится длительное пребывание в замкнутом пространстве. Это связано не только с нахождением в море, а и с габаритами корабля, размерами помещений для отдыха, каютами, душевыми, саунами.

На многих судах такие комнаты делаются более просторными, комфортными, чтобы психика человека оставалась стабильной. Работа моряка требует прохождения переквалификации, чтобы подтверждать дипломы и нужные сертификаты. Стоит такой процесс обучения не дешево, и занимает много времени.

Моряки часто лишены государственной пенсии, поэтому, при списании на берег, нужно думать об источниках дохода.

Доступные вакансии

Трудоустройство на вакансии по морским специальностям предлагают многие компании, офисы которых находятся в Мурманске, во Владивостоке, Курске, Архангельске и других городах. Наиболее востребованными являются следующие профессии для младшего и старшего состава:

  • Матросы;
  • Механики-инженеры;
  • Лоцманы;
  • Штурманы;
  • Мотористы;
  • Электромеханики;
  • Помощники капитанов;
  • Капитаны.

Таким специальностям обучают в морских училищах и академиях, где готовят работников на торговые, круизные, военные суда. Кроме того, довольно востребованной являются профессии кока и повара, переводчика, связиста, врача.

В частности, в Мурманске судоходные кампании проводят набор по таким вакансиям, как старший помощник капитана, групповой капитан, третий и четвертый помощники капитана, сменный помощник капитана, капитан. Работу предлагают на танкерах, речных, морских судах, кораблях, занимающихся ловлей рыбы, военных и торговых судах.

Претенденты на такие вакансии должны уметь разбираться в судовождении, электронном навигационном оборудовании, механике и инженерном деле, исполнение обязательств, возлагающихся на капитана.

В частности, отвечать за безопасность судна и экипажа, груза, пассажиров,

Во Владивостоке востребованы аналогичные специалисты, но там люди имеют больше возможностей для выбора места работы.

Связано это с тем, что здесь требуются также работники на подводные лодки и суда. На подлодки нужны мотористы, матросы, электромеханики.

На торговые, военные, гражданские суда берут, в основном, мужчин. Хотя на круизные суда и гражданские охотно берут и женщин. На круизных судах женщин принимают на должность бармена, администратора, официантки, горничной, переводчицы, фотографа, кондитера, врача, аниматора, музыканта, массажистки, косметолога, на ресепшен.

Вакансии на круизном лайнере

В целом, для круизных судов сформировался такой стандартный список вакансий, как:

  • Переводчики;
  • Стюарды;
  • Бармены;
  • Работники рецепций;
  • Подсобные рабочие;
  • и фотооператоры;
  • Официанты;
  • Помощники по всем названным профессиям.

Необходимо владеть английским языком, быть моложе 35 лет, готовым развлекать разные группы пассажиров, работать около 10 часов в день, быть готовым к длительным прибываниям в море.

Для женщин профессии на море сформировались и в других сферах. Например, в торговом флоте это могут быть вакансии капитана, штурмана, механика, электрика, радистки, кока. На рыболовных судах постоянно требуются врачи, повара, пекари, буфетчицы, официантки, прачки.

Уровень заработной платы

Одним из преимуществ пребывания на флоте является высокий уровень заработка, который оговаривается во время собеседования, а потом указывается в договоре. Размер оплаты зависит от того, кто представляет морских работников, где находится компания-крюинг (т. е.

фирма, которая выполняет посредническую миссию), а также должность, квалификация, стаж, опыт работы. При составлении контракта ключевыми факторами считаются дальность и срок рейса, они отличаются для разных типов судов.

Моряки из РФ могут получать следующую зарплату:

  • Капитаны – от 5 до 20 тысяч долларов;
  • Старший командный состав около 5 тысяч;
  • Повара и коки – почти 2,5 тысячи;
  • Рядовые матросы – 2 тысячи долларов.

В Мурманске и во Владивостоке капитан получает обычно от 50 до 95 тысяч рублей, зарплата старшего помощника капитана составляет от 30 до 60 тысяч рублей, лоцманы – около 45 тысяч, мотористы 25-30 тысяч, электромеханики – от 60 до 80 тысяч. Все зависит от компании, места службы, населенного пункта, но в целом, уровень оплаты труда везде одинаков.

На круизных судах заработок в месяц начинается от 1000 долларов в месяц, и может достигать 3-5 тысяч.

Отдельно работники круизных кораблей получают чаевые.

Таким образом, капитаны получают больше всего, хотя разница между окладами с другими должностями может быть и небольшой. Особенно, если это некрупные суда или компании. Но иногда разница в оплате составляет почти 15 долларов в месяц.

Источник: https://VisaSam.ru/emigration/rabota/rabota-na-korable-dalnego-plavaniya.html

Конвенция МОТ № 179 “О найме и трудоустройстве моряков”

Новые требования при трудоустройстве моряков

Развивая тему международных стандартов труда и их применения в российском правовом поле, данную статью мы, как и обещали, посвятим разбору еще одной конвенции Международной организации труда (МОТ) в области методики обеспечения занятости, а именно Конвенции МОТ № 179 “О найме и трудоустройстве моряков”. Этот документ, принятый в 1996 г.

и вступивший в силу в 2000 г., пришел на смену признанной устаревшей и нуждающейся в пересмотре Конвенции МОТ № 9. На данный момент Конвенция МОТ № 179 ратифицирована всего 10 странами, что вполне естественно, учитывая небольшой срок ее существования. Тем приятнее отметить, что в этой группе наиболее сознательных государств с 10 июля 2001 г.

находится и Россия.

Конвенция МОТ № 179 “О найме и трудоустройстве моряков” (Женева, 22.10.

96) (далее – Конвенция № 179) по сути закрепляет обязанности государства, а также государственных и частных служб найма и трудоустройства в отношении обеспечения занятости моряков.

При этом моряками для целей данной Конвенции признаются все, кто отвечает условиям, необходимым для работы на борту морского судна, за исключением государственных судов, использующихся для военных или некоммерческих целей.

Обязанности государства по трудоустройству моряков

В целом согласно ст. 4 и ч. 1 ст.

6 Конвенции № 179 ратифицировавшее ее государство посредством национального законодательства или применяемых нормативных правовых актов обязано: –   обеспечить бесплатный характер услуг по предоставлению работы морякам, за исключением оплаты предусмотренного законодательством обязательного медицинского обследования, сертификатов, проездных документов и национального паспорта моряка; –   определить порядок осуществления деятельности служб найма и трудоустройства, включая вопросы лицензирования этой деятельности; –   определить порядок предоставления услуг по трудоустройству и набору моряков за рубежом службами найма и трудоустройства; –   определить порядок обработки персональных данных моряков службами найма и трудоустройства, в т. ч. в процессе передачи таких данных третьим лицам;

–   осуществлять государственный надзор и контроль за деятельностью служб найма и трудоустройства, включая мониторинг соответствия их деятельности национальному законодательству, должной подготовки их персонала и обеспечение такими службами наличия у работодателя средств для защиты моряка от оставления в затруднительном положении в иностранном порту.

Когда предоставлять гарантии сотруднику с ребенком>>>

Безусловно, те четыре с небольшим года, что прошли с момента ратификации Россией Конвенции № 179, недостаточны для составления компетентного мнения о реальных результатах ее применения. Однако некоторые моменты можно отметить уже сегодня.

Прежде всего, ратификация Конвенции достаточно удачно совпала по времени с принятием Трудового кодекса РФ, одной из принципиальных новаций которого стала гл.

14, посвященная особенностям обращения с персональными данными работников.

Таким образом, первый шаг на пути выполнения обязанности государства в части определения условий сбора, хранения, обработки и передачи персональных данных работников был сделан.

К положительным тенденциям, кроме того, можно отнести весьма активное распространение среди целевой аудитории информации о требованиях Конвенции № 179, в т. ч. и в части строго бесплатного оказания услуг по трудоустройству моряков.

Не последнюю роль в этом благородном деле играют отраслевые профсоюзы, а также Международная федерация работников транспорта, проводящая регулярные инспекционные проверки и реализующая громкие кампании за соблюдение прав работников в морском судоходстве.

Не стоит забывать, что Конвенция № 179 налагает на государства несколько более строгие рамки, нежели гл. 14 ТК РФ, предписывая установить такие условия именно для служб найма и трудоустройства и именно в отношении моряков, чьи персональные данные обладают известной спецификой. Поэтому дальше на этом пути мы пока не продвинулись. Дело в том, что вопрос о включении данных служб в понятие “работодатель” и соответственно о применении к ним на этом основании положений указанной главы ТК РФ, по-видимому, останется открытым до тех пор, пока Государственная Дума РФ не определит правовой статус таких служб, особенно в части распределения обязательств перед трудоустраиваемыми лицами между службой по трудоустройству и реальным работодателем.Возможно, ситуация приобретет некоторую однозначность после принятия давно ожидаемого федерального закона о заемном труде. Однако на данный момент перспективы его принятия неоднозначны. Специалисты продолжают спорить, а частные агентства занятости, в т. ч. и в сфере морского судоходства, продолжают работать в привычном режиме.К слову, по той же причине который год откладывается ратификация Конвенции № 181 “О частных агентствах занятости” (Женева, 19.06.97; далее – Конвенция № 181), сходной по содержанию с узкоотраслевой Конвенцией № 179 и также направленной на защиту интересов лиц, пользующихся услугами агентств по трудоустройству. Анализ Конвенции № 181 ожидает уважаемых читателей в следующей статье.

Вместе с тем практика взимания оплаты с лиц, желающих влиться в состав судовых экипажей, пока еще весьма “популярна”.

В целях ухода от ответственности полученные таким образом деньги проводятся по различным статьям, формально не связанным с оплатой услуг по трудоустройству, а то и вовсе минуют бухгалтерскую отчетность.

Частично причина такого положения дел кроется в пассивности и известной правовой некомпетентности потенциальных работников, плохо знакомых с защищающими их юридическими нормами.

Однако основная проблема состоит в том, что российские государственные органы, к сожалению, не демонстрируют сколько-нибудь заметной деятельности по исправлению ситуации. И это при том, что согласно указанному выше п. “а” ч. 1 ст. 4 Конвенции № 179 именно ратифицировавшие ее государства посредством законов и подзаконных актов обязаны обеспечить бесплатность услуг по трудоустройству моряков.

Без соответствующего нормативного обеспечения граждане в определенной степени бессильны противостоять таким поборам и многим другим нарушениям в данной сфере.

Отчасти поэтому и не исчезают со страниц отраслевых периодических изданий и интернет-ресурсов страшные истории о несусветных поборах за трудоустройство, обманутых моряках, несогласованных с работниками условиях трудового договора, нарушениях социальных прав и т. д.

Функции компаний по найму моряков и контроль их деятельности

Безусловно, вопросы государственного надзора и контроля за деятельностью компаний по найму моряков (т. н. “крюинговых агентств”; от англ. crew – экипаж) никак не назовешь простыми.

Об их сложности говорит уже тот факт, что в течение нескольких лет после ратификации Конвенции № 179 большинство этих вопросов оставались нерешенными. Сравнительно долго не был определен ни орган, обязанный осуществлять данный контроль, ни формы такого контроля.

В конце концов эти функции были отданы Федеральной миграционной службе (ФМС).

Однако этот орган, и без того перегруженный как собственно миграционными проблемами, так и разными сторонними задачами, по мнению ряда специалистов, не владеет спецификой отрасли и не может обеспечить ни сколько-нибудь эффективный мониторинг деятельности подобных структур, ни защиту моряков от недобросовестности крюинговых компаний, ни оперативное разрешение различных затруднительных ситуаций, обусловленных особенностями данной профессии. Кроме того, ФМС, будучи не вправе издавать подзаконные нормативные акты, оказывается лишена полномочий, необходимых для реализации требования Конвенции № 179 в отношении определения порядка осуществления деятельности крюинговых агентств.

По информации Российского профсоюза моряков, проблему государственного надзора и контроля деятельности компаний по найму моряков можно было бы решить, полностью передав реализацию нормативных функций Министерству транспорта и включив контрольные функции в компетенцию Федеральной службы по надзору на транспорте. На данный момент этот вопрос находится в стадии обсуждения. Есть надежда, что в скором временилюбой нарушитель Конвенции № 179, желающий погреть руки на ее несоблюдении, будет получать от моряка суровую отповедь со ссылкой на п. “а” ч. 1 ст. 4 данной Конвенции и соответствующую ему российскую норму. Однако для этого законодателю, а также отраслевым министерствам и ведомствам необходимо принять соответствующие нормативные акты, позволяющие задействовать защиту, предоставляемую морякам Конвенцией № 179.

Контроль и надзор в данной сфере особенно важен еще и потому, что Конвенция № 179 налагает определенные обязанности и на сами службы найма и трудоустройства.

Согласно ст.

5 данной Конвенции такие службы обязаны: –   вести открытый для государственной проверки реестр нанятых и трудоустроенных ими моряков; –   обеспечивать наличие у нанятых или трудоустроенных ими моряков соответствующей квалификации и документов; –   обеспечивать соответствие трудовых договоров с моряками положениям действующего законодательства и коллективных договоров; –   информировать моряков об их правах и обязанностях по трудовому договору до или в процессе трудоустройства; –   обеспечивать морякам возможность ознакомления с их трудовыми договорами до и после их подписания, а также для получения экземпляра трудового договора;

–   рассматривать жалобы в отношении их деятельности, отвечая на них и сообщая компетентным государственным органам о любой неудовлетворенной жалобе, а жалобы в отношении условий труда или быта на борту судов направлять непосредственно соответствующему государственному органу.

При этом Конвенция № 179 никак не ограничивает право моряков подавать жалобы непосредственно в соответствующие государственные органы, минуя трудоустроившую их службу.

Очевидно, что без стройной системы государственного мониторинга и надзора соблюдение этих требований крюинговыми агентствами может еще долго оставаться далеким от идеала.

Вместе с тем существует определенная вероятность того, что согласованными усилиями и при поддержке отраслевого профсоюза моряки все же смогут убедить такие агентства действовать в рамках закона. Тем более что ратификация Россией Конвенции № 179, с учетом ч. 4 ст.

15 Конституции РФ, предоставила морякам право непосредственно ссылаться на указанные выше положения ст. 5, требуя соблюдения агентствами предусмотренных Конвенцией обязательств по обеспечению трудоустраиваемых лиц соответствующим пакетом документов и необходимой информацией.

Определенно, с ратификацией данной Конвенции многим крюинговым агентствам придется существенно пересмотреть порядок взаимодействия с клиентами.

Как было отмечено выше, рассмотренные нами особенности найма моряков во многом перекликаются с общими нормами в отношении организации найма и трудоустройства персонала, закрепленными в ряде не ратифицированных РФ конвенций МОТ.

Почему эти документы были обойдены вниманием российского законодателя и так ли это критично для нас сегодня? На эти вопросы нам позволит ответить краткий анализ таких конвенций, который будет предложен уважаемым читателям в нашей следующей статье.

Источник: https://www.pro-personal.ru/article/6656-pravo-na-zashchitu-ot-bezrabotitsy

Работа в море на рыбопромысловых судах: как стать моряком, трудоустройство, условия работы

Новые требования при трудоустройстве моряков

Море не останется без людей. Романтика дальних походов, волны и брызги солёной воды, хлопают паруса, а в действительности — тяжёлый изнуряющий труд, железная дисциплина. Но немного прожив на берегу, корабельщик опять рвётся назад.

Покорители океанских просторов

Насущный вопрос, как стать флотским специалистом, что для этого надо.

Работа в море на рыбопромысловых судах без специального образования запрещена. Нет альтернативы, кроме законного пути. Речь пойдёт о рядовых должностях. Сначала надо понять, какое дело нравится больше.

Для этого определиться, где нужно будет работать: в палубной команде — боцман, матросы, кадет; в машинном отделении — мотористы и ученик; на камбузе — повар и стюард. Чтобы стать офицером, нужно высшее или среднее профильное образование.

Три месяца потребуется, чтобы обучиться на матроса-моториста, плюс практика в море; для выполнения обязанностей в обслуге — до 30 дней. Чтобы приступить к работе, нужно документальное подтверждение, которые выдаёт профильная администрация: рабочий диплом, паспорт моряка, справка о прохожлении медицинской комиссии, СОЛАС.

Проверку годности здоровья будут осуществлять специальные врачи, у которых есть допуск. А еще необходимо пройти шлюпочный курс, сделать необходимые прививки, сдать зачёт по английскому языку. Если все есть – добро пожаловать. Работа в море на рыбопромысловых судах ждёт желающих.

Как приступить

Наконец, получен пакет необходимых документов. Кем начинать: матросом или мотористом? Проверить характер, чтобы устроиться на рыболовецкое судно – это будет началом. Первый опыт работы с техникой и оборудованием. Опробовать волевые качества.

Научиться общаться с людьми: у каждого личная жизнь, вероисповедание, национальная особенность, темперамент и умонастроение. При трудоустройстве возможна вероятность попасть на «левое» судно, там вкалывают на износ. Добавочно работа «подай-принеси» на рыбной линии.

Это здоровья не прибавляет.

Становиться роботом, а не матросом не всем придется по душе. Часто работа в море на рыбопромысловых судах навсегда отбивает желание возвращаться назад. Труд на корабле — каторга, без шуток и преувеличений. Другой минус – дефицит надёжных компаний, набирающих команды на сейнер, и кораблей. Гораздо больше аферистов, комплектующих экипажи на ржавые калоши.

Трудоустройство

Если вас интересует работа в море на рыбопромысловых судах, Мурманск распахивает гостеприимные объятия, но требует российского гражданства. Наниматель берёт оплату проезда на себя, бронирует электронный билет. За процедуру трудоустройства платить не надо. Страда предстоит в Охотском и Баренцевом море.

Заработок 86 тысяч рублей – это минимум. Оформление по трудовому кодексу. Устроиться можно только при наличии документального подтверждения профильной профессии. Учиться на матроса нужно в специализированных тренажерных центрах портовых городов. Необходимы: диплом, паспорт моряка, мореходная книжка.

Траловый лов – распространённый способ добычи рыбы в мире. На постановку сети уходит мало времени, в этом преимущество. Большие уловы, до 120 тонн за подъем, делают такой способ приоритетным.

Но попадает в сеть и донная флора, что губительно для океанских вод.

Трудность заключается в том, что на разборку улова уходит много времени, требуется сноровка, чтобы обработать, рассортировать и загрузить в холодильные камеры рыбу для заморозки.

Тип судна влияет на производительность: на однихпроизводится только заморозка, на других — изготавливают полуфабрикаты, из отходов – рыбий жир и муку; на третьих — полноценных плавучих производствах – делают консервы.

В эксплуатации есть суда, перерабатывающие до 150 тонн рыбы в сутки. Такие заводы уходят в автономное плавание на срок до полугода и больше.

Районы промыслов – весь мировой океан, список компаний, имеющих рыбопромысловые суда, легко найти.

Издержки профессии

Нехватка рабочей силы в краях с тяжёлыми климатическими условиями – не новость. Включая рыбопромысловые суда. Вот и ехали добровольцы за длинным рублём. Заработки и правда большие, но доставались непросто.

Работа на рыболовных судах в штормовом море, тяжёлая и отупляющая однообразием, в течение нескольких месяцев настраивает на грустные мысли. Восстановиться, или отвлечься не получается. К тому же условия далеко не комфортные. Постоянная качка, вибрация судна – не каждый выдержит.

В совокупности это требует физических сил, здоровья и мобилизации духа. Угнетённость накапливается, мысли удручающие – нужна разрядка. Выброс энергии наступает после рейса и получения немалых денег в рыболовецкой конторе. Семьи за тысячи километров, остановить некому. Начинается загул.

Сначала с ресторана, а заканчивался в притоне без копейки. Приходилось вновь идти в рейс, чтобы заработать и отвезти деньги семье. Так повторялось неоднократно, но сохранить заработанное не удавалось.

На работе эти отголоски тоже сказывались из-за употребления алкоголя: лишение премий, понижение в должности. В итоге человека списывали, и работа в море на рыбопромысловых судах на этом заканчивалась, начиналось падение человеческой личности.

Далеко не каждый моряк отдыхает подобным образом, однако назвать это исключением из правил нельзя.

Заработок

Ежегодно во время лососёвой путины возобновляется работа в море на рыбопромысловых судах. Сахалин и Камчатка принимают тысячи людей. Потребность в обученных специалистах велика. У большинства приехавших на сезон нет опыта работы.

Раздражает текучка кадров: отпахав сезон, часть рабочих возвращается обратно. Может, не понравилось, или пристрастие к алкоголю сыграло роль.

При разделке применяется преимущественно ручной труд, и умение работать специальным ножом ценится, заработок бригады зависит от этого напрямую.

В почёте обработчики с опытом и ранее работавшие на плавбазах: обучены, укомплектованы необходимыми документальными подтверждениями. Такие курсы действуют в Приморском крае. Получившим образование выдаются удостоверения. На Сахалине такого нет. Сегодня матрос-обработчик получает до 120 тыс. рублей.

На земле моряк чувствует себя чужаком, тоскует по понятному и размеренному образу жизни, в которой экипаж стал семьёй, где каждому уготовано место, на котором он необходим и полезен. Грезится водный простор, палуба под ногами, солёный ветер, новые страны.

Источник: https://FB.ru/article/295006/rabota-v-more-na-ryibopromyislovyih-sudah-kak-stat-moryakom-trudoustroystvo-usloviya-rabotyi

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.