+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

О продолжительности рабочего времени педагогических работников

Продолжительность рабочего времени педагогов: нормативы по ТК

О продолжительности рабочего времени педагогических работников
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-35-33 доб. 738 .

Это быстро ибесплатно!

Установленная продолжительность рабочего времени составляет 40 часов в неделю. По такому графику работает большинство людей в России.

Однако продолжительность рабочего времени педагогических работников рассчитывается по отдельной программе и регулируется особенными правилами.

Количество трудового времени у педагогов-предметников рассчитывается не по астрономическим часам, а по академическим (45 минут, или урок), отдельный расчет имеет практика тьюторства, классного руководства, воспитания учеников и т.д.

Виды рабочего времени

Согласно трудовому кодексу и Федеральному закону об Образовании, по сокращенной программе рабочего времени педагог не может работать более 36 часов в неделю.

Сокращенная продолжительность рабочего времени — это установленная государством временная норма, которую должны отрабатывать в неделю особые группы лиц.

Такая работа связана со стрессовыми, неблагоприятными условиями труда, с особенностями деятельности работника, с иными обстоятельствами.

К таким группам работников относятся: несовершеннолетние, беременные, работники учреждений, связанных с добычей сырья или с химикатами, медицинские работники и учителя.

В зависимости от деятельности преподавателя будет отличаться и его время работы.

  1. Для воспитателей дошкольных учреждений (детского сада, коррекционных групп детского сада, яслей, а также для нянь в детских садах) максимальная норма трудового времени составляет 25 часов в неделю.
  2. Учителя дополнительного образования, связанные с музыкальным направлением (концертмейстеры, преподаватели музыкальных школ, преподаватели танцев), не могут работать больше 25 часов в неделю.
  3. Для педагогов-предметников общего образования количество часов равно 18. Однако каждый школьный учитель обязан иметь дополнительную нагрузку помимо 18 уроков еженедельно. К дополнительной нагрузке относятся: классное руководство, тьюторство, дополнительные занятия, кураторство, внеурочная деятельность, воспитательная работа.
  4. К категории педагогов-воспитателей относят психологов, социальных работников бюджетных образовательных учреждений, старших воспитателей, педагогов-организаторов, завучей по воспитательной работе, методистов, кураторов олимпиад и проектов. Эти преподаватели могут трудиться до 36 часов в неделю.
  5. Для педагогического состава высших учебных учреждений (профессоров, доцентов, старших сотрудников, лаборантов) нормой является 30-36 часов в неделю. Разница в трудовом времени зависит от стажа преподавателя, его ученой степени и занятости в научной деятельности вуза).
  6. Педагоги техникумов и колледжей не имеют права работать больше чем 720 часов в год (это примерно 20 часов в неделю).

Такие правила расчета трудового времени преподавателя существовали не всегда.

В декабре 2014 года Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило приказ «О рабочем времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) работников образовательных учреждений и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

Согласно этому документу, изменения коснулись не только трудового времени педагогов, но и оплаты их труда.

Каждый преподаватель получает минимальную ставку согласно своим часам, а все остальные выплаты начисляются ему по итогам работы в прошлом году.

Перерасчет происходит чаще всего в конце августа, перед новым учебным годом.

Ниже приведен перечень заслуг, за которые педагог может получать денежные бонусы весь следующий учебный год.

  1. Выпускники, набравшие более 220 баллов за 3 выпускных экзамена в формате ЕГЭ.
  2. Победители и призеры рейтинговых олимпиад.
  3. Участие воспитанников в общегородских мероприятиях.
  4. Участие учеников в круглых столах, форумах, конференциях, дебатах.
  5. Защиты проектов, статей, письменных работ и их публикация в СМИ.
  6. Активное участие в жизни образовательного учреждения.

Согласно трудовому кодексу и Федеральному закону об Образовании, по сокращенной программе рабочего времени педагог не может работать более 36 часов в неделю.

Сокращенная продолжительность рабочего времени — это установленная государством временная норма, которую должны отрабатывать в неделю особые группы лиц.

Такая работа связана со стрессовыми, неблагоприятными условиями труда, с особенностями деятельности работника, с иными обстоятельствами.

К таким группам работников относятся: несовершеннолетние, беременные, работники учреждений, связанных с добычей сырья или с химикатами, медицинские работники и учителя.

В зависимости от деятельности преподавателя будет отличаться и его время работы.

  1. Для воспитателей дошкольных учреждений (детского сада, коррекционных групп детского сада, яслей, а также для нянь в детских садах) максимальная норма трудового времени составляет 25 часов в неделю.
  2. Учителя дополнительного образования, связанные с музыкальным направлением (концертмейстеры, преподаватели музыкальных школ, преподаватели танцев), не могут работать больше 25 часов в неделю.
  3. Для педагогов-предметников общего образования количество часов равно 18. Однако каждый школьный учитель обязан иметь дополнительную нагрузку помимо 18 уроков еженедельно. К дополнительной нагрузке относятся: классное руководство, тьюторство, дополнительные занятия, кураторство, внеурочная деятельность, воспитательная работа.
  4. К категории педагогов-воспитателей относят психологов, социальных работников бюджетных образовательных учреждений, старших воспитателей, педагогов-организаторов, завучей по воспитательной работе, методистов, кураторов олимпиад и проектов. Эти преподаватели могут трудиться до 36 часов в неделю.
  5. Для педагогического состава высших учебных учреждений (профессоров, доцентов, старших сотрудников, лаборантов) нормой является 30-36 часов в неделю. Разница в трудовом времени зависит от стажа преподавателя, его ученой степени и занятости в научной деятельности вуза).
  6. Педагоги техникумов и колледжей не имеют права работать больше чем 720 часов в год (это примерно 20 часов в неделю).

Такие правила расчета трудового времени преподавателя существовали не всегда.

В декабре 2014 года Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило приказ «О рабочем времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) работников образовательных учреждений и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

Согласно этому документу, изменения коснулись не только трудового времени педагогов, но и оплаты их труда. Каждый преподаватель получает минимальную ставку согласно своим часам, а все остальные выплаты начисляются ему по итогам работы в прошлом году.

Перерасчет происходит чаще всего в конце августа, перед новым учебным годом. Ниже приведен перечень заслуг, за которые педагог может получать денежные бонусы весь следующий учебный год.

  1. Выпускники, набравшие более 220 баллов за 3 выпускных экзамена в формате ЕГЭ.
  2. Победители и призеры рейтинговых олимпиад.
  3. Участие воспитанников в общегородских мероприятиях.
  4. Участие учеников в круглых столах, форумах, конференциях, дебатах.
  5. Защиты проектов, статей, письменных работ и их публикация в СМИ.
  6. Активное участие в жизни образовательного учреждения.

Приказы и постановления

Постановление о рабочих часах педагогического работника впервые упомянуто в Трудовом кодексе РФ в статье №15, где говорится о том, что учителя — особая группа лиц, их время труда должно рассчитываться по отдельной программе.

Эта статья была внесена в ТК в 2006 году. До вынесения учителей в отдельную группу их максимум трудовых часов за неделю не отличался от общепринятого — 40 часов. Однако такие меры были приняты в связи с несколькими причинами.

  1. Молодые специалисты не могли устроиться в образовательные учреждения, поскольку все уроки были распределены между опытными педагогами.
  2. Учителя не только работали по 40 часов, но и брали любые замены. Заплаты некоторых учителей росли, а эффективности уроков падала.
  3. Усталость учителей и профессиональное выгорание. Кроме проведения урока, педагогу необходимо проверять наработки учеников, готовить будущий урок, отчитываться за свою деятельность.

Приказ о продолжительности рабочего времени педагогического работника в размере 36 часов вышел в начале 2011 года при министре А. Фурсенко.

Позднее в 2014 году министр образования и науки Российской Федерации Д. Ливанов внес поправки в приложения к этому приказу. Он же ввел новую политику оплаты труда преподавателя (договор эффективности).

Согласно такому виду договора, педагог имеет минимальную ставку, а надбавки зависят от эффективности работы.

Насколько результативно учитель будет работать год, настолько велики будут ему надбавки на будущий год.

Однако текущий министр образования О. Васильева вновь планирует поменять политику в отношении учителей.

Согласно ее указам, учитель должен изначально получать максимально большую зарплату, это будет мотивировать его к эффективной и результативной деятельности.

Что касается продолжительности труда учителя, О. Васильева предложила не только оставить верхний порог по часам, но и ввести нижний.

Если педагог не имеет необходимого количества часов в месяц, то на него накладываются санкции, среди которых: уменьшенный процент оплаты в пенсионный фонд ежемесячно, сокращение страховки (если они предусмотрены организацией), перевод учителя на неполную ставку.

Установленная продолжительность рабочего времени составляет 40 часов в неделю. По такому графику работает большинство людей в России.

Однако продолжительность рабочего времени педагогических работников рассчитывается по отдельной программе и регулируется особенными правилами.

Количество трудового времени у педагогов-предметников рассчитывается не по астрономическим часам, а по академическим (45 минут, или урок), отдельный расчет имеет практика тьюторства, классного руководства, воспитания учеников и т.д.Приказы и постановления

Постановление о рабочих часах педагогического работника впервые упомянуто в Трудовом кодексе РФ в статье №15, где говорится о том, что учителя — особая группа лиц, их время труда должно рассчитываться по отдельной программе.

Эта статья была внесена в ТК в 2006 году. До вынесения учителей в отдельную группу их максимум трудовых часов за неделю не отличался от общепринятого — 40 часов. Однако такие меры были приняты в связи с несколькими причинами.

  1. Молодые специалисты не могли устроиться в образовательные учреждения, поскольку все уроки были распределены между опытными педагогами.
  2. Учителя не только работали по 40 часов, но и брали любые замены. Заплаты некоторых учителей росли, а эффективности уроков падала.
  3. Усталость учителей и профессиональное выгорание. Кроме проведения урока, педагогу необходимо проверять наработки учеников, готовить будущий урок, отчитываться за свою деятельность.

Приказ о продолжительности рабочего времени педагогического работника в размере 36 часов вышел в начале 2011 года при министре А. Фурсенко.

Позднее в 2014 году министр образования и науки Российской Федерации Д. Ливанов внес поправки в приложения к этому приказу. Он же ввел новую политику оплаты труда преподавателя (договор эффективности).

Согласно такому виду договора, педагог имеет минимальную ставку, а надбавки зависят от эффективности работы. Насколько результативно учитель будет работать год, настолько велики будут ему надбавки на будущий год.

Однако текущий министр образования О. Васильева вновь планирует поменять политику в отношении учителей. Согласно ее указам, учитель должен изначально получать максимально большую зарплату, это будет мотивировать его к эффективной и результативной деятельности.

Что касается продолжительности труда учителя, О. Васильева предложила не только оставить верхний порог по часам, но и ввести нижний.

Если педагог не имеет необходимого количества часов в месяц, то на него накладываются санкции, среди которых: уменьшенный процент оплаты в пенсионный фонд ежемесячно, сокращение страховки (если они предусмотрены организацией), перевод учителя на неполную ставку.

Не нашли ответа на свой вопрос?Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

  • +7  (499) 703-35-33 доб. 738 (Москва)
  • +7 (812) 309-06-71 доб. 391 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!     Не нашли ответа на свой вопрос?Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

  • +7  (499) 703-35-33 доб. 738 (Москва)
  • +7 (812) 309-06-71 доб. 391 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!    

Источник: http://zakonirabota.ru/grafik-raboty/prikazy-postanovleniya-i-vidy-prodolzhitelnosti-rabochego-vremeni-pedagogov.html

Нормальная продолжительность рабочего времени педагогических работников

О продолжительности рабочего времени педагогических работников

До недавнего времени оставался неуточненным порядок исчисления нормальной продолжительности рабочего времени педагогических работников.

Изданный Министерством образования и науки РФ приказ (который придет на смену ныне действующему постановлению Правительства РФ от 03.04.

2003 № 191) устраняет этот пробел, поскольку устанавливает четкую зависимость между нормальной продолжительностью рабочего времени и особенностями ее выполнения педагогическими работниками.

Напомним, что в соответствии со ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная (по сравнению с предусмотренной ст. 91 ТК РФ) продолжительность рабочего времени — не более 36 ч в неделю.

Полномочия по определению продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) в зависимости от должности и (или) специальности педагогического работника (с учетом особенностей его труда) отнесены к компетенции Минобразования России.

Согласно приказу Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» в отношении соответствующих категорий педагогических работников уточнена нормальная продолжительность рабочего времени.

В продолжительность рабочего времени педагогических работников включается:

• преподавательская (учебная) работа;

• воспитательная работа;

• другая педагогическая работа, предусмотренная квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических (других) работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.

Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

Продолжительность рабочего времени 36 ч в неделю устанавливается:

1) работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

2) старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и домов ребенка;

3) педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, а также инструкторам по труду;

4) методистам и старшим методистам образовательных учреждений;

5) тьюторам образовательных учреждений (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования);

6) руководителям физического воспитания образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования;

7) преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки);

8) инструкторам-методистам и старшим инструкторам-методистам образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля.

Продолжительность рабочего времени 30 ч в неделю устанавливается старшим воспитателям образовательных учреждений (за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей).

НОРМИРУЕМАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ

Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (так называемая нормируемая часть педагогической работы) может составлять от 18 до 36 ч в неделю (в том числе за ставку заработной платы для соответствующей педагогической должности (категории)). Норма часов может ограничиваться предельным значением в пересчете на год.

Норма, равная 18 ч в неделю, устанавливается:

1) учителям I–XI (XII) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья);

2) преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательскойработы за ставку заработной платы 720 ч в год);

3) преподавателям специальных дисциплин I–XI (XII) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;

4) преподавателям III–V классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с пятилетним сроком обучения, V–VII классов школ искусств с семилетним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), I–IV классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с четырехлетним сроком обучения;

5) педагогам дополнительного образования, старшим педагогам дополнительного образования;

6) тренерам-преподавателям, старшим тренерам-преподавателям;

7) преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

8) учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;

9) логопедам учреждений здравоохранения и социального обслуживания.

Норма, равная 24 ч в неделю, устанавливается:

1) преподавателям I–II классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с пятилетним сроком обучения, I-IV классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с семилетним сроком обучения;

2) 720 ч в год — преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования.

НОРМА ЧАСОВ РАБОТЫ ЗА СТАВКУ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы составляет:

1) 20 ч в неделю — для учителей-дефектологов, учителей-логопедов и логопедов;

2) 24 ч в неделю — для музыкальных руководителей и концертмейстеров;

3) 25 ч в неделю — для воспитателей, работающих непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими ограниченные возможности здоровья;

4) 30 ч в неделю — для инструкторов по физической культуре; воспитателей в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня, интернатах при общеобразовательных учреждениях (пришкольных интернатах), специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся) поведением, дошкольных образовательных учреждениях (группах) для детей с туберкулезной интоксикацией, а также в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания;

5) 36 ч в неделю — для воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, в общежитиях образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, иных учреждениях и организациях.

Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических (не академических) часах.

ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМЫ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

За преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую педагогическим работником (с его согласия) сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, должна производиться дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.

В свою очередь, учителя (преподаватели), которым не обеспечивается нормативная учебная нагрузка, имеют право на получение соответствующих денежных компенсаций (доплат).

Так, учителям, которым по тем или иным причинам не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов преподавательской работы за ставку заработной платы в неделю, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

а) учителям I–IV классов — при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

б) учителям I–IV классов сельских общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения — если они не имеют достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

в) учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с родным (нерусским) языком обучения;

г) учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений — если эти учреждения расположены в поселках лесозаготовительных (сплавных) предприятий и химлесхозов.

УМЕНЬШЕНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ

Учителям и преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается (по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года), до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском (ст. 334 ТК РФ), выплачивается:

а) заработная плата за фактически оставшееся количество часов преподавательской работы, если оно превышает норму часов преподавательской работы в неделю, установленную учителю (преподавателю) за ставку заработной платы;

б) заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов преподавательской работы в неделю, установленной учителю (преподавателю) за ставку заработной платы, и при этом его невозможно догрузить другой педагогической работой;

в) заработная плата, установленная до уменьшения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы часов преподавательской работы в неделю, установленной учителю (преподавателю) за ставку заработной платы, и при этом его невозможно догрузить другой педагогической работой.

Исключение составляют преподаватели таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 ч в год.

Об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой указанные педагогические работники должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.

Преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального (среднего) профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается (по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года), до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Ю. М. Михайлов, эксперт

Источник: https://www.profiz.ru/kr/6_2011/prov_rab_vrem_pedrab/

Рабочее время педагога: основные проблемы

О продолжительности рабочего времени педагогических работников
Sep 21, 2017 · 5 min readФото с сайта Optiosolutions.com

Рабочий процесс педагога регулируется:

Итак, разберем по порядку основные аспекты.
Согласно статье 37 Конституции РФ «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду…; принудительный труд запрещен».

Трудовой кодекс дает четкое определение рабочему времени, а именно, — «время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законодательством относятся к рабочему времени».

Отметим, что работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником, и отражать его в табеле учета рабочего времени.

Согласно ст. 106 ТК РФ время отдыха — время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, и которое он может использовать по своему усмотрению.

Затем п. 1.1. Приказа № 536 говорит нам о том, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников образования устанавливают правила регулирования такого времени педагогов, замещающих должности, поименованные в номенклатуре должностей педагогических работников организаций.

Что же включается в рабочее время педагога?

В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается:

  • учебная (преподавательская) и воспитательная работа;
  • практическая подготовка обучающихся;
  • индивидуальная работа с обучающимися;
  • научная, творческая и исследовательская работа;
  • другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом (методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга и др.)

Важно отметить, что законодательно нормы рабочего времени установлены только для выполнения педагогами работы, связанной с учебной (преподавательской) деятельностью, которая выражается в фактическом объеме их учебной нагрузки (нормируемая часть педагогической работы).

К другой части педагогической работы работников, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.

Таким образом, педагог выполняет два вида работы:

  • нормированная часть (преподавание);
  • другая часть педагогической работы.

Если с первой частью все понятно, то вторая требует уточнений.

Итак, другая часть педагогической работы требует затрат рабочего времени и регулируется:

  • педагогическими работниками самостоятельно (подготовка к осуществлению образовательной деятельности; участие в разработке рабочих программ);
  • правилами внутреннего трудового распорядка(ведение журнала и дневников обучающихся; организация и проведение методической и диагностической помощи родителям (законным представителям) обучающихся);
  • локальными нормативными актами (выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических и методических советов (объединений); выполнение индивидуальной работы с обучающимися);
  • трудовым договором (выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами)).

Внимание! В дни недели, когда организация функционирует, а педагог не занят преподавательской работой, свободен от выполнения иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется (п. 2.4. Приказа № 536).

Что нужно знать педагогам, чтобы воспользоваться своим правом, не нарушив, никаких правил и норм?

Одним из основных трудовых прав педагогических работников является их право на сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК РФ).

При этом согласно Приказу № 1601 в зависимости от должности и (или) специальности педагогического работника ему может быть установлена или продолжительность рабочего времени в неделю, или норма часов педагогической работы за ставку зарплаты (педагогам-психологам, старшим воспитателям дошкольных учреждений — 36 часов в неделю, старшим воспитателям других учреждений — 30 часов в неделю, учителям-дефектологам и учителям-логопедам — 20 часов в неделю и т.д.).

Внимание! Верхний предел учебной нагрузки обозначен только для отдельных категорий педагогов, которым установлена годовая норма часов учебной работы за ставку заработной платы (например, 720 часов в год за ставку заработной платы установлена преподавателям организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам СПО и ОППО).

Соотношение учебной и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года должно определяться соответствующим локальным нормативным актом организации с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

Однако не определено, какими именно локальными нормативными актами необходимо регламентировать следующие направления деятельности:

  • выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), работой по проведению родительских собраний;
  • выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися;
  • участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях;
  • периодические кратковременные дежурства в период осуществления образовательного процесса.

Поэтому ОО самостоятельно должно определять, какими конкретно ЛНА будет регулироваться такая деятельность. Например, это могут быть «Порядок участия педагогических работников в работе методических советов», «Должностная инструкция дежурного администратора» и др.

Конечно, совсем без регламентации ненормируемой части рабочего времени не всегда можно обойтись, поэтому локальными нормативными актами следует регулировать лишь ту часть ненормируемого рабочего времени, в пределах которой педагогические работники обязательно должны выполнять работу непосредственно в ОО. А какое конкретно количество часов следует отвести на выполнение такой работы, руководитель должен определить самостоятельно, исходя из особенностей своей организации, с учетом контингента обучающихся и их законных представителей, кадрового состава, материально-технического оснащения и т.п.

Внимание! Режим рабочего времени педагогов, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, без дополнительной оплаты, в частности занятиями в группе продленного дня, кружковой работой.

Отметим, что педагогам, а особенно работающим в учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), могут быть установлены любые режимы рабочего времени, как пятидневка, так и сменный или гибкий графики.

Является ли выходным методический день?

Нет, поскольку такие дни предоставляются с определенной «рабочей» целью. Даже если педагог в этот день находиться вне организации, выходным днем со всеми вытекающими последствиями он считаться не может, а также не подлежит двойной оплате, если работодатель вызовет сотрудника в этот день на работу.

https://www.youtube.com/watch?v=TpPM7cmO0OU

Если же методический день локальными актами учреждения не установлен, но согласно графикам и расписаниям у педагога оказывается свободным целый день, он может быть привлечен к учебно-воспитательной, методической или организационной работе в пределах нормируемой части рабочего времени.

А как на практике?

На практике порядок выполнения должностных обязанностей за рамками нормы учебной нагрузки, то есть ненормированной части работы, не всегда четко прописывается в локальных актах, графиках или планах. Поэтому часто между работниками и работодателем возникают споры по поводу оплаты отработанного времени: работники считают, что трудятся больше, чем им положено.

Сегодня законодательно регулируются только случаи переработки либо недоработки нормируемой части работы.

Например, за педагогическую или учебную работу, выполняемую педагогом с его письменного согласия сверх либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится пропорционально фактически определенному объему педагогической или учебной работы (п. 4 приложения 1 к Приказу № 1601).

Таким образом, пока не внесены изменения либо дополнения в нормативные акты, регламентирующие учет рабочего времени педагогов в части ненормируемой педагогической работы, вопросы будут возникать. Работодателю необходимо минимизировать такие переработки, учитывая рабочее время, распределяя нормируемую часть так, чтобы у работников в каникулярное время были свободные дни.

Еще больше материалов, а также образцы необходимых документов как для школы, так и для ДОУ, вы найдете в нашей системе «Директория».Здесь вы можете увидеть вопросы ваших коллег с ответами юриста, а также задать интересующие вас вопросы в специальной форме.“,”author”:”Алина Ульянова”,”date_published”:”2017-09-22T05:22:53.971Z”,”lead_image_url”:”https://miro.medium.com/max/1200/1*6aley_zEMJwJvan6nv6UYQ.jpeg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”https://medium.com/direktoria-online/the-working-time-of-the-teacher-2f3a21644420″,”domain”:”medium.com”,”excerpt”:”Режим дня и отдыха педагога на практике вызывает немало трудностей. Что нужно знать об организации времени? Сколько часов максимально может…”,”word_count”:1081,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: https://medium.com/direktoria-online/the-working-time-of-the-teacher-2f3a21644420

Особенности режима рабочего времени педагогических работников

О продолжительности рабочего времени педагогических работников

Скачать книгу «Работа с педагогами»
Скачать бесплатно в .pdf

Продолжительность рабочего времени педагогов согласно законодательным нормам не должна превышать 36 часов в неделю, но нормы едины не для всех. В каждом конкретном случае норма часов педагогической работы за ставку заработной платы зависит от занимаемой должности и особенностей труда педагога.

Определять продолжительность и виды рабочего времени педагогических работников Правительство РФ уполномочило Минобрнауки России. Поручение было реализовано путем издания приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 (далее — Приказ № 1601), который вступил в силу в марте 2015 г. Данный законодательный акт регламентирует:

  • порядок установления норм часов педагогической работы за ставку заработной платы;
  • объемы учебной загрузки, которые также должны быть отражены в трудовом договоре;
  • случаи установления верхнего предела учебной нагрузки.

Совершенствование компетенций учителя по профстандарту и ФГОС

Продолжительность рабочего времени педагогов

Продолжительность рабочего времени устанавливается педработникам, которые замещают должности, поименованные в пп. 2.1 и 2.2 приложения 1 к Приказу № 1601 (например, педагоги-библиотекари).

В перечень таких должностей входят:

Продолжительность рабочего времени
Скачать в .docx

Наименование должностейПродолжительность рабочего времени,
часов в неделю
3630
Старшие воспитатели организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательной программе дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам+
Педагоги-психологи    +
Социальные педагоги+
Педагоги-организаторы+
Мастера производственного обучения+
Старшие вожатые+
Инструкторы по труду+
Педагоги-библиотекари+
Методисты и старшие методисты образовательных организаций (далее — ОО)+
Тьюторы ОО+
Руководители физического воспитания+
Преподаватели-организаторы основ безопасности жизнедеятельности+
Инструкторы-методисты, старшие инструкторы-методисты ОО+
Старшие воспитатели (за исключением старших воспитателей, указанных в п. 2.1 приложения 1 к Приказу № 1601)+

Следует отметить, что для большинства перечисленных должностей продолжительность рабочего времени, составляющая 36 ч в неделю, установлена независимо от того, в каких ОО выполняется педагогическая работа, но для некоторых должностей предусмотрены уточнения, связанные с типом ОО, в которых педагогическим работникам устанавливается такая продолжительность рабочего времени.

Уточняется, к примеру, что по должности «руководитель физического воспитания» 36-часовая продолжительность рабочего времени педагогов предусмотрена только для организаций, осуществляющих обучение по образовательным программам среднего профессионального образования. Соответственно такая должность не должна предусматриваться в детских садах, как это неправомерно практикуется в ряде случаев.

Кроме того, в соответствии с п. 2.2 приложения 1 к Приказу № 1601 старшим воспитателям организаций, не поименованных в п. 2.1, устанавливается продолжительность рабочего времени педагогов, составляющая 30 ч в неделю. К таким организациям относятся:

  • организации, в которых созданы условия для проживання детей, в том числе с воспитанников с ОВЗ;
  • школы с группами пробленного дня;
  • учебно-воспитательные учреждения для детей с девиантным поведением;
  • образовательные организации для детей-сирот (кроме домов ребенка);
  • организации, в т. ч. санаторные, для воспитанников с туберкулезной интоксикацией или иными заболеваниями;
  • другие образовательные учреждения, уставные документы которых предусматривают наличие таких должностей.  

Особенности режима рабочего времени педагогических работников заключаются в том, что оплата производится на основе должностных окладов.

Выполнение работ за пределами установленной нормы часов квалифицируется как сверхурочная работа и компенсируется повышением размера оплаты в соответствии со ст.

152 ТК РФ или путем предоставления дополнительного отдыха, время которого не должно быть меньше отработанного сверхурочно. 

В соответствии со ст. 99 ТК РФ сверхурочные работы не должны превышать для каждого педработника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Продолжительность рабочего времени педагогов за ставку заработной платы

Продолжительность рабочего времени педагогов (нормы часов) за ставку зарплаты установлены для сотрудников, которые замещают должности, поименованные в пп. 2.3–2.8 приложения 1 к Приказу № 1601.

К таким педработникам относятся:

Продолжительность рабочего времени педагогов за ставку заработной платы
Скачать в .docx

Наименование должностейНормы часов за ставку заработной платы, в неделю
педагогической работы

учебной работы

202425303618
Учителя-дефектологи+
Учителя-логопеды+
Музыкальные руководители+
Концертмейстеры   +
Воспитатели, осуществляющие обучение, воспитание и уход за воспитанниками с ОВЗ+
Инструкторы по физической культуре+
Воспитатели образовательных организаций, в которых созданы условия для проживания воспитанников, работы в группах продленного дня, организаций для детей-сирот, медицинских организаций, организаций социального обслуживания (за исключением групп педработников, предусмотренных в пп. 2.5и 2.7 приложения 1 к Приказу № 1601)+
Воспитатели организаций дополнительного образования, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми (за исключением педработников, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы предусмотрены пп. 2.5, 2.6 приложения 1 к Приказу № 1601)+
Учителя общеобразовательных организаций, а также организаций дополнительных организаций, осуществляющих обучение в области искусств, физической культуры и спорта    +
Педагоги дополнительного образования и старшие педагоги дополнительного образования+
Учителя иностранного языка дошкольных образовательных организаций+

Для всех педработников (за исключением работников, предусмотренных подп. 2.8.1и 2.8.2 п. 2.8 приложения 1 к Приказу № 1601) нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы одновременно являются их рабочим временем. Изменение объема педагогической работы пропорционально отражается на продолжительности рабочего времени педагогов.

Для учителей, преподавателей, педагогов, старших педагогов дополнительного образования и др. работников (поименованных в подп. 2.8.

1  приложения 1 к Приказу № 1601) установлены нормы часов преподавательской работы за ставку зарплаты, которые являются лишь нормируемой частью их педагогической работы.

Функционал этих работников не ограничивается выполнением только учебной работы, в связи с чем ставки зарплаты выплачиваются за выполнение полного объема педагогической работы.

Источник: https://www.menobr.ru/article/61978-qqe-16-m9-osobennosti-rejima-rabochego-vremeni-pedagogicheskih-rabotnikov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.