+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Полномочия и особенности работы Государственной инспекции труда

Содержание

Государственной инспекции труда зачем

Полномочия и особенности работы Государственной инспекции труда

Данный документ должен содержать:

  • наименование проверяемой организации;
  • выявленные нарушения трудового законодательства (или указание на их отсутствие);
  • меры, которые необходимо предпринять для устранения допущенных отступлений от установленных норм;
  • сведения о мерах наказания при имеющихся нарушениях (предупреждение, штраф);
  • сведения об инспекторах, проводивших проверку;
  • даты начала и окончания инспекции.

Что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке? Подробности по ссылке https://otdelkadrov.online/4023-osobennosti-plan-proverok-trudovoi-inspektsii Полномочия трудовой инспекции и ее основные задачи Проверка соблюдения нормативов трудового законодательства начинается с предъявления руководству проверяемой компании стандартного документа.

Трудовая инспекция — что это такое и, что она проверяет?

  • сведения о работнике и работодателе;
  • обязательные условия договора;
  • дополнительные условия.

Юрист, который проводит экспертизу договора, в первую очередь следит, чтобы в тексте были указаны все условия, обязательные для включения. Эти условия закреплены в статье 57 ТК РФ и представляют собой следующие требования:

  • данные о месте работы и трудовых обязанностях (с указанием должности согласно штатному расписанию и конкретного вида работы);
  • дата начала работы и режим рабочего времени;
  • условия оплаты труда и время отдыха;
  • компенсации за работу, связанную с вредными или опасными условиями.

Если при подписании в договоре отсутствуют какие-либо из обязательных условий, они должны быть зафиксированы в виде дополнительного соглашения, составляющего неотъемлемую часть трудового договора.

Основные функции и полномочия трудовой инспекции

Жукова, д.22, кв.16 контактный телефон: 25-14-17 ЖАЛОБА С 2009 года по сегодняшний день я, Волощук Андрей Игоревич, работаю строителем в ООО «Быстро Дом», которое находится по адресу: город Москва, улица Металлургов, дом 17.

С мая 2012 года по настоящее время мне отказывают предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск, аргументируя это отсутствием человека для замены меня на время отпуска.

Я несколько раз писал заявление на отпуск, однако сотрудник отдела кадров отказывался принимать такие заявления.
Когда я получил очередной отказ 12 июля 2015 года, написал жалобу, адресовав ее генеральному директору общества Гусаковскому Николаю Григорьевичу.

Референт в приемной директора заявление принял, однако не дал согласие зафиксировать факт его принятия на моей копии обращения. Ответ на жалобу я так и не получил.

Что и как проверяет трудовая инспекция

Важно Что проверяет трудовая инспекция по жалобе? ИТ имеет право проверить всю документацию, которая регламентирует отношения между сотрудником и работодателем.

На предприятии обязательно должны вестись такие локальные нормативно-правовые документы, как штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, график отпусков, положение о защите персональных данных работников (и обязательство о неразглашении персональной информации сотрудников), положение об оплате труда. Все они будут проверены инспекцией.

Проверят и факты, что ни один работник не должен выполнять свои должностные обязанности, предварительно не подписав трудовой договор, а приказы относительно личного состава должны фиксировать все движения кадров.

Зачем нужна государственная инспекция труда

Это уполномоченные на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации. Сейчас Федеральной службы по труду и занятости располагает 82 государственными инспекциями труда.

  • осуществлять надзор за соблюдением норм трудового законодательства;
  • устраивать ревизионные проверки в любое время;
  • изучать мнение работников компании при помощи проведения устного опроса;
  • инспектировать документы по сотрудникам и компании в целом, делать их копии.

Почему я не пойду работать в государственную инспекцию труда?

Что может проверять Трудовая инспекция Что может проверять При проведении проверок Государственная трудовая инспекция в первую очередь проверяет документацию предприятия: уставную, организационную и трудовую. К трудовым документам относятся те, которые касаются всех сотрудников предприятия:

  • договора – трудовые и коллективные;
  • штатные расписания и табели учета рабочего времени;
  • внутренние правила предприятия, связанные с организацией рабочего времени и перерывов;
  • графики предоставления отпусков и зарплатные ведомости;
  • всевозможные журналы и книги учета.

Все документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями ТК РФ. Основные ошибки встречаются при оформлении трудового договора.

Государственная трудовая инспекция. что это такое и что она проверяет

Источник: http://yuridicheskaya-praktika.ru/gosudarstvennoj-inspektsii-truda-zachem/

Что делает трудовая инспекция?

Полномочия и особенности работы Государственной инспекции труда

Если с проверкой пришла трудовая инспекция…

Деятельность трудовой инспекции по надзору за соблюдением трудового законодательства

Проверка работодателя трудовой инспекцией

Полномочия государственных инспекторов труда

Ограничения полномочий трудовой инспекции

Если с проверкой пришла трудовая инспекция… 

Работа государственных инспекций труда, являющихся территориальными подразделениями Федеральной службы по труду и занятости (Роструда), регламентирована нормами Трудового кодекса и закона № 294-ФЗ, а также принятыми в соответствии с ними подзаконными актами. Основная деятельность трудинспекции — проверка работодателей на предмет соблюдения ими трудового законодательства.

Как правило, о предстоящей проверке известно заранее:

  • из плана проверок, опубликованного в соответствии со ст. 11 закона № 294-ФЗ;
  • предупреждения, которое должно быть сделано не менее чем за сутки (п. 16 ст. 12 закона № 294-ФЗ). 

Однако возможна ситуация, когда трудовая инспекция пришла без предупреждения. Согласно ст. 360 ТК РФ предварительно уведомлять работодателя о проверке запрещено, если поводом для нее послужили обращения граждан о нарушениях трудовых прав или жалоба работника.

Рассмотрим основные направления работы трудинспекции.

Деятельность трудовой инспекции по надзору за соблюдением трудового законодательства 

Основные мероприятия, проводимые трудинспекциями, перечислены в ч. 1 ст. 356 ТК РФ:

  • осуществление проверок деятельности работодателей;
  • выдача предписаний об устранении нарушений;
  • протоколирование и рассмотрение дел по некоторым административным правонарушениям, подготовка материалов о привлечении к ответственности. 

Содержательно все эти виды работы подразумевают выявление, пресечение и профилактику нарушений трудового законодательства и трудовых прав работников. 

ВАЖНО! В предмет деятельности трудовой инспекции не входит разрешение индивидуальных трудовых споров, это вытекает из содержания ст. 356, 357 ТК РФ. При наличии признаков спора предписания и постановления трудинспекции подлежат отмене, на это неоднократно указывал ВС РФ (см. постановление ВС РФ от 25.11.2015 № 3-АД15-8). 

Для выявления признаков нарушений нормативных актов, регулирующих вопросы труда и зарплаты, проводятся проверки.

Проверка работодателя трудовой инспекцией 

Проверка — совокупность мероприятий, проводимых для оценки соответствия действий (бездействия) требованиям закона (п. 6 ст. 2 закона № 294-ФЗ). Ее результаты оформляются актом.

Проверки могут проводиться как во внеплановом порядке (на основании запроса, обращения), так и по плану. В этом случае предварительным этапом является следующая работа:

  • анализ результатов надзорной деятельности и выявление рисков в соответствии со ст. 8.1 закона № 294-ФЗ;
  • определение лиц, с момента регистрации или последней проверки которых прошло 3 года и более;
  • составление плана проверок;
  • согласование плана с прокуратурой;
  • публикация плана на сайтах Генпрокуратуры и Роструда. 

Плановые и внеплановые проверки проводятся в документарной (проверяемое лицо представляет документы по запросу) и выездной (прибытие к месту нахождения проверяемого лица и изучение материалов на месте) форме (ст. 11, 12 закона № 294-ФЗ).

Полномочия государственных инспекторов труда 

Права инспекторов трудинспекции при проведении проверок перечислены в п. 13 положения «О федеральном государственном надзоре…», утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875:

  • прибывать в место нахождения работодателя в любое время и при предъявлении удостоверения проводить проверку (если она имеет выездной характер);
  • получать необходимые документы и объяснения (срок для ответа на запрос или требование — 10 рабочих дней);
  • проводить изъятие образцов материалов и веществ с составлением акта;
  • расследовать несчастные случаи на производстве;
  • выдавать предписания об устранении нарушений, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или отстранении их от работы;
  • направлять в суды требования о ликвидации юрлиц, нарушающих требования охраны труда;
  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение или инструктаж по охране труда;
  • запрещать использование ненадлежащих средств защиты работников;
  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных проступках, направлять материалы в другие органы по подведомственности;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении обязательных требований в сфере труда, возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  • предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений. 

Перечисленные полномочия реализуются в рамках, определенных нормативными актами.

Ограничения полномочий трудовой инспекции 

При проведении проверок действуют ограничения, предусмотренные ст. 18 закона № 294-ФЗ:

  1. Проверка должна проводиться только на основании распоряжения уполномоченного лица и в пределах установленных сроков.
  2. Права и законные интересы проверяемого лица не должны нарушаться. В частности, ему должна представляться информация и разъяснения о проверке, полученных сведениях (в т. ч. поступивших по каналам межведомственного взаимодействия) и т. д. 

Проверяющие вправе требовать представления только необходимых документов. В данном случае действует предметное ограничение:

  • для плановых проверок — ограничение вопросами, включенными в проверочные листы, утв. приказом Роструда от 10.11.2017 № 655 (см. сообщение на сайте Роструд утвердил 107 форм проверочных листов);
  • внеплановых проверок — необходимость выявления обстоятельств, вытекающих из основания для назначения проверки (обращения, предписания и др.). 

Источник: https://rusjurist.ru/proverki/proverki_rostruda/chto_delaet_trudovaya_inspekciya/

Основные полномочия федеральной инспекции труда

Полномочия и особенности работы Государственной инспекции труда
Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, реализует обязанность государства соблюдать и защищать данные права и свободы.

Эффективность подобной защиты напрямую зависит от условий, которые созданы в государстве для реализации надзорной деятельности, в частности, от нормативно-правового регулирования. Подробнее о полномочиях федеральной инспекции труда читайте в представленном материале.

Согласно ч. 1 ст.

353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.

СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

Федеральная инспекция труда является единой централизованной системой, состоящей из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации полномочия по осуществлению функций по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, возложены на Федеральную службу по труду и занятости (Роструд)[1].

Роструд осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы, уполномоченные на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации[2].

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель Роструда — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.

Осуществление федерального надзора за соблюдением трудового законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — не единственное направление деятельности Роструда.

Кроме этого на Роструд возложены полномочия в сфере занятости населения, альтернативной гражданской службы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Специализированным структурным подразделением Роструда, созданным для реализации функций по методологическому обеспечению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также для организации деятельности государственных инспекций труда, является Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Федеральной службы по труду и занятости, возглавляемое начальником Управления, являющимся заместителем главного государственного инспектора труда Российской Федерации.

Справка. По состоянию на 1 января 2012 г. в ведении Федеральной службы по труду и занятости находились 82 государственные инспекции труда.

ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

Федеральная инспекция труда руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минтруда России.

В соответствии с положениями ст. 355 ТК РФ основными задачами федеральной инспекции труда являются:

1) обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

2) обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

3) обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

4) доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Нормативные правовые акты, определяющие правовой статус и полномочия федеральной инспекции труда:

  • Трудовой кодекс РФ;  

Источник: https://www.profiz.ru/kr/11_2012/inspekciya_truda/

Должностная инструкция государственного инспектора (правового, по охране труда) Государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу, Приказ Государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу от 26 октября 1995 года №086

Полномочия и особенности работы Государственной инспекции труда

1.1. Основными задачами государственной инспекции труда являются:

1.2.

Осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, а также связанных с ним законодательных и правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях, законодательства Российской Федерации об охране труда на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности.

1.3. Защита трудовых прав работников, защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц и других ответственных работников, ущемляющих права.

1.4. Анализ обстоятельств и причин нарушений законодательства о труде, выработка мер по их устранению.

1.5. Содействие овладению работодателями и работниками знаниями законодательства Российской Федерации и действующих норм и нормативов о труде и охране труда.

1.6. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) в своей работе непосредственно подчиняется главному государственному (правовому, по охране труда) инспектору по группе отраслей, выполняет его законные требования и распоряжения.

1.7.

В своей работе государственный (правовой, по охране труда) инспектор руководствуется конституцией Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства, законодательством о труде, Законами в области занятости, банкротства, приватизации, социального страхования, охраны труда, Положением о федеральной инспекции труда (Рострудинспекции), утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 1504 от 20.07.94, приказами, распоряжениями Рострудинспекции, и настоящей должностной инструкцией.

1.8. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, другими органами надзора и контроля.

1.9. На должность государственного (правового, по охране труда) инспектора назначаются лица, имеющие соответствующее высшее образование и стаж практической работы не менее трех лет.

1.10. Государственный (правовой, по охране труда) инспектор назначается приказом Главного государственного инспектора труда по Санкт-Петербургу.

1.11. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) в своей работе непосредственно подчиняется руководителю структурного подразделения государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу Главному Государственному (правовому, по охране труда) инспектору.

II. Обязанности государственного инспектора по охране труда

2.1. Государственный инспектор по охране труда обязан:

– сохранять государственную служебную и коммерческую тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, не сообщать работодателю сведения о лицах, обратившихся к нему с заявлением, жалобой;

– контролировать соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и, при необходимости, давать по ним заключения;

– анализировать обстоятельства и причины нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов по охране труда и принимать меры по их устранению;

– проводить предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного и социально-культурного назначения с целью предотвращения отступления от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность;

– информировать работников предприятий, организаций и учреждений о выявленных по результатам обследований нарушениях правовых актов об охране труда;

– направлять работодателям материалы проверок состояния условий труда и производственного травматизма для принятия мер;

– оформлять каждое обследование предприятия, учреждения, организации любой формы собственности предписанием и добиваться от работодателя выполнения выданного предписания, устранения обнаруженных в ходе проверок нарушений по охране труда;

– рассматривать заявления, письма, жалобы и иные обращения работников и их объединений о нарушениях их прав по охране труда и принимать меры по их устранению;

– отчитываться о своей работе перед вышестоящим руководителем.

III. Права государственного инспектора по охране труда

3.1. Государственный инспектор по охране труда имеет право:

– беспрепятственно посещать в любое время суток предприятия и их подразделения в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов по охране труда;

– запрашивать и беспрепятственно получать от органов исполнительной власти (предприятий) документы, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

– налагать в установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях штрафы на руководителей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, виновных в нарушении законов и иных нормативных актов по охране труда;

– предъявлять руководителям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий обязательное для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов по охране труда, о привлечении лиц, ответственных в этих нарушениях, к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном законом порядке;

– передавать материалы на работодателей и других должностных лиц предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности, не обеспечивающих соблюдение законодательства, правил и норм по охране труда, не выполняющих предписания государственного инспектора по охране труда, в правоохранительные органы;

– приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений в случаях нарушения норм и правил по охране труда;

– отстранять от работы лиц, не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда;

– контролировать выполнение работодателями мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями и требовать устранения допущенных в этой части нарушений условий коллективных договоров, соглашений;

– ставить вопрос перед главным государственным инспектором по охране труда о приостановке работы цехов, производств, предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности, на которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

– требовать от проектно-конструкторских организаций, предприятий-изготовителей внесения изменений в технологические процессы, конструкции оборудования, не соответствующие требованиям по охране труда, и ставить вопрос о прекращении производства;

– участвовать в комиссиях по приемочным испытаниям опытных образцов оборудования и давать заключения о возможности его производства;

– проводить выборочную экспертизу проектов строящихся и реконструируемых объектов производственного и социально-культурного назначения, требовать от работодателей проведения экспертизы этих проектов на соответствие их требованиям правил и норм по охране труда и экологическим требованиям;

– участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию новых или реконструированных предприятий, цехов, участков, зданий и сооружений производственного и социально-бытового назначения и принимать решения о возможности ввода их в эксплуатацию;

– требовать в необходимых случаях от работодателей проведения технической экспертизы состояния зданий, сооружений, оборудования технологических процессов для определения возможности их дальнейшей эксплуатации;

– вносить в соответствующие органы предложения о привлечении предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности к экономической ответственности за допущенные нарушения требований охраны труда;

– вне очереди приобретать билеты на все виды транспорта при следовании в командировку, бронировать и получать места в гостиницах при выезде в командировку.

3.2. Работодатель обязан обеспечить государственного инспектора по охране труда необходимыми условиями труда (предоставить помещение, оргтехнику, средства индивидуальной защиты).

3.3. Действия государственного инспектора по охране труда обжалуются в установленном законодательством порядке.

3.4. Социальные гарантии деятельности государственного инспектора по охране труда осуществляются в порядке, установленном законом.

IV. Обязанности государственного правового инспектора труда

4.1. Разбираться в текущем законодательстве, знать судебную и арбитражную практику по трудовым и хозяйственным спорам.

4.2. Осуществлять контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде, занятости, коллективных договорах, за предоставлением социальных гарантий трудящихся работодателями на всех предприятиях независимо от форм собственности.

4.3. Проводить проверки соблюдения законодательства о труде на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, информировать о результатах проверки работодателя, требовать устранения выявленных нарушений.

4.4. Своевременно подготавливать представление об устранении работодателем выявленных нарушений законодательства о труде.

4.5. Вносить на рассмотрение работодателей предложения, направленные на устранение и предупреждение нарушений трудового законодательства, а в необходимых случаях доводить о них до сведения органов прокуратуры.

4.6. Вести прием и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений работников о нарушении их трудовых, социально-экономических прав и прав на охрану труда, принимает меры по их устранению.

4.7. Проводить обучение работодателей и работников по вопросам нормативно-правовых актов о труде и охране труда.

V. Права государственного правового инспектора труда

5.1. Беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и иных нормативно-правовых актов о труде.

5.2. Проводить проверки соблюдения законодательства о труде Российской Федерации.

5.3. Налагать в установленном законодательством Российской Федерации об административных нарушениях порядке штрафы на работодателей, должностных лиц и других ответственных работников предприятия, учреждений, организаций независимо от форм собственности.

5.4. Запрашивать и получать от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятий документы, объяснения и иную информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций.

5.5. Предъявлять работодателям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о труде, о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке.

5.6. Сохранять государственную, коммерческую и служебную тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, не сообщать работодателю сведения о лицах, обратившихся с жалобой.

VI. Ответственность государственного инспектора (правового, по охране труда)

6.1. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) несет ответственность за выполнение обязанностей и осуществление прав, предусмотренных настоящей должностной инструкцией и Положением о Федеральной инспекции труда в установленном порядке.

Текст документа сверен по:

Должностная инструкция
государственного инспектора
(правового, по охране труда)
Государственной Инспекции
Труда по Санкт-Петербургу.- СПб, 1995 год.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/9105776

Трудовая инспекция — что это такое и, что она проверяет?

Полномочия и особенности работы Государственной инспекции труда

В отношениях между работодателем и сотрудником все права и обязанности обоих регулируются нормами ТК РФ.

Законом предусмотрены обязательные условия, которым должно соответствовать рабочее место, и социальные условия, которыми должен быть обеспечен работник.

За соблюдением норм Трудового кодекса государством следит контролирующий орган, находящийся в подчинении Министерства труда и соцзащиты.

Постановлением правительства РФ № 324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости» от 30.06.2004 исполнительным органом в сфере надзора трудовых отношений был назначен Роструд. Другое название этого контролирующего органа – Государственная трудовая инспекция.

https://www.youtube.com/watch?v=8OvRLjjj2Y0

Эта организация имеет территориальные подразделения в каждом субъекте Российской Федерации и непосредственно подчиняется Федеральной службе по труду и занятости.

Задачи трудовой инспекции

Основные задачи и полномочия Государственной трудовой инспекции описаны в части 2 Постановления № 324. Они включают в себя:

Когда имеет смысл обращаться в Трудовую инспекцию

Стоит сказать, что помимо плановых проверок Государственная инспекция труда проводит внеплановые проверки при условиях, описанных в статье 360 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно тексту этого документа ГТИ может прийти в следующих случаях:

  • При поступлении заявлений от сотрудников предприятия, свидетельствующих о фактах нарушения нанимателем основных правовых актов трудового законодательства.
  • При наличии жалобы со стороны работника предприятия о нарушении его трудового права.
  • При поступлении от сотрудника предприятия просьбы, заключающейся в проверке условий места, за которым он работает, на соответствие требованиям Охраны труда.
  • По окончании срока, назначенного работодателю для устранения нарушений, связанных с исполнением трудового законодательства.

В том случае, если работник считает, что его трудовые права нарушаются работодателем в какой-либо мере, он вправе обратиться с жалобой в орган трудовой инспекции. Это можно сделать в следующих случаях:

  • задержка выплаты или невыплата заработной платы;

Если работодатель не выплачивает заработную плату, по статье 142 ТК РФ работник предприятия в праве приостановить выполнение своих трудовых обязанностей и не находиться на своем рабочем месте на срок, пока зарплата не будет выплачена в полном объеме. При этом ему должна выплачиваться компенсация за каждый день простоя. Об этом говорит тест статьи 236 ТК РФ.

Сверхурочная работа согласно нормам статьи 152 ТК РФ не должна превышать ста двадцати часов за календарный год.

Оплачиваться такая работа должна в двойном размере (за исключением первых двух часов – они оплачиваются в полуторном размере от установленного оклада).

По согласованию с работником и только с его согласия работодатель может предоставить отгул в качестве возмещения за сверхурочную работу или работу в выходные дни.

  • нежелание работодателя заключать трудовой договор;

По закону заключение трудового договора является обязательным условием для начала работы.

  • некорректно оформленный трудовой договор, влекущий за собой нарушение прав работника;
  • несоответствие фактических условий труда тексту договора.

Причин для обращения в Роструд может быть еще очень много, но все они должны иметь под собой основания, свидетельствующие о нарушении прав работника.

Как обратиться в трудовую инспекцию

Для того, чтобы обратиться в Роструд с жалобой, первым делом нужно найти в справочнике или в сети Интернет адрес территориального отдела ГТИ и фамилию инспектора, курирующего участок, на котором расположено предприятие.

Оформить саму жалобу в письменном виде в двух экземплярах.

Если существуют документы, которые свидетельствуют о нарушении прав работника, их нужно приложить к жалобе.

Подать жалобу в территориальный орган Роструда лично или по почте посредством заказного письма. Один экземпляр остается у инспектора, а на втором проставляется отметка о принятии жалобы к рассмотрению, число и подпись.

После получения заявления ГТИ в течение 30 дней должна ее рассмотреть и направить инспектора для проведения проверки предприятия.

Что может проверять Трудовая инспекция

При проведении проверок Государственная трудовая инспекция в первую очередь проверяет документацию предприятия: уставную, организационную и трудовую.

К трудовым документам относятся те, которые касаются всех сотрудников предприятия:

  • договора – трудовые и коллективные;
  • штатные расписания и табели учета рабочего времени;
  • внутренние правила предприятия, связанные с организацией рабочего времени и перерывов;
  • графики предоставления отпусков и зарплатные ведомости;
  • всевозможные журналы и книги учета.

Основные ошибки встречаются при оформлении трудового договора.

Согласно статье 57 ТК Российской Федерации, трудовой договор должен состоять из трех частей:

  • сведения о работнике и работодателе;
  • обязательные условия договора;
  • дополнительные условия.

Юрист, который проводит экспертизу договора, в первую очередь следит, чтобы в тексте были указаны все условия, обязательные для включения. Эти условия закреплены в статье 57 ТК РФ и представляют собой следующие требования:

  • данные о месте работы и трудовых обязанностях (с указанием должности согласно штатному расписанию и конкретного вида работы);
  • дата начала работы и режим рабочего времени;
  • условия оплаты труда и время отдыха;
  • компенсации за работу, связанную с вредными или опасными условиями.

Если при подписании в договоре отсутствуют какие-либо из обязательных условий, они должны быть зафиксированы в виде дополнительного соглашения, составляющего неотъемлемую часть трудового договора.

Помимо проверки документации инспектор может проверить служебные помещения, помещения для принятия пищи и отдыха сотрудников, а также рабочие места на предмет соответствия с правилами охраны труда.

По ходу проверки ГТИ может опрашивать персонал, запрашивать любую информацию, необходимую для проверки.

При выявлении нарушений Роструд имеет право приостанавливать работу предприятия в целом или отдельных его подразделений, может отстранить от работы сотрудников, не прошедших курс инструктажа по технике безопасности на рабочем месте.

Инспектор имеет право привлекать к ответственности (административной) тех лиц, которые виновны в нарушении норм трудового законодательства.

Направлять в органы судебной власти требование о прекращении деятельности предприятия, если заключением трудовой экспертизы установлено, что условия труда не удовлетворяют требованиям ТК РФ.

Источник: https://trudinsp.ru/trudovaya-inspektsiya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.