+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Закон о старообрядцах 1883

Содержание

Реформы Александра III. Кратко

Закон о старообрядцах 1883

Александр III

Александр Третий (1845-1894) — предпоследний русский император. Правил Россией с 1881 года. Был вторым сыном Александра Второго и не собирался сменять отца на троне, Но в 1865 году умер его старший брат Николай и он стал первым претендентом на престол. В пору царствования Александра III Россия не вела войн, за что царь получил прозвище «миротворец»

Краткая биография Александра Третьего

  • 1845, 26 февраля (ст. ст.) — родился
  • 1865, 12 апреля — после тяжёлой болезни умер старший брат Александра Николай и Александр стал претендентом на трон Российской империи
  • 1866, 17 июня — помолвка Александра и датской принцессы Марии Софии Фредерики Дагмар (1847-1928)
  • 1866, 28 октября — бракосочетание Александра и Марии Софии Фредерики, ставшей Александрой Фёдоровной
  • 1869, март — во время аудиенции Александр грубо говорил с начальником патронного завода капитаном Карлом Гунниусом, нецензурно обругал его. Гунниус послал цесаревичу письмо, в котором требовал, чтобы он извинился, пригрозив, что застрелится, если извинения не последует. Цесаревич не извинился, и капитан сдержал свое слово. Александр II, разгневавшись на сына, приказал ему идти за гробом Гунниуса на его похоронах

К.И. Гуниус, сын пастора из Лифляндской губернии, выпускник Михайловского артиллерийского училища, боевой офицер, получивший за отличия в операциях против горцев на Кавказе орден Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом и серебряную медаль «За покорение Чечни и Дагестана», в 1861 году был прикомандирован к Оружейной комиссии Артиллерийского комитета, где его специализацией стали стрелковые системы. С именем Гунниуса связано вооружение русской армии винтовками системы Бердана (знаменитые берданки)

  • 1881, 1 марта — террористами убит Александр Второй
  • 1881, 3 марта — Александр III вступил на престол
  • 1883, 15 мая — коронация в Успенском соборе Кремля

Советники и сподвижники Александра Третьего

Константин Петрович Победоносцев (1827-1907) – В 1880—1905 годах обер-прокурор Святейшего синода, главный идеолог контрреформ Александра III
Дмитрий Андреевич Толстой (1823-1889) – граф, в 1866-1889 министр народного просвещения и министр внутренних дел
Николай Павлович Игнатьев (1832-1908) – граф, 1881-1882 министр внутренних дел
Михаил Никифорович Катков (1817-1887) – издатель, литературный критик консервативных взглядов, редактор газеты «Московские ведомости»
Владимир Петрович Мещерский (1839-1914) — князь, писатель и публицист правых взглядов, редактор журнала «Гражданин»
Дмитрий Николаевич Набоков (1827—1904) – министр юстиции 1878—1885 годах

  • 1881, 30 марта — доклад Победоносцева с призывом к новому императору «не поддаваться «голосу лести и мечтательности» и не отменять смертной казни террористам, убившим Александра Второго, на что новый царь ответил: «Будьте покойны, с подобными предложениями ко мне не посмеют прийти никто, и что все шестеро будут повешены, за это я ручаюсь»
  • 1868, 6 мая — родился сын Николай, будущий император Николай Второй, убит в 1918 году
  • 1869, 26 мая — родился сын Александр, умер 20 апреля 1870 года
  • 1871, 27 апреля — родился сын Георгий, умер 28 июня 1899 года
  • 1875, 25 марта — родилась дочь Ксения
  • 1878, 22 ноября — родился сын Михаил
  • 1882, 1 июня — родилась дочь Ольга
  • 1888, 17 октября — крушение царского поезда у станции Борки, в 50 километрах от Харькова. Царская семья, находившаяся в вагоне-столовой, осталась цела, но обвалилась крыша вагона; Александр, как говорили, удерживал её на своих плечах до тех пор, пока не прибыла помощь1894, 20 октября — вследствие полученной при крушении поезда травмы Александр III умер
  • 1881, 29 апреля — «Манифест о незыблемости самодержавия», в котором сообщалось об отходе от либеральной политики прошлого царствования. Манифест призывал «всех верных подданных служить верой и правдой к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, к утверждению веры и нравственности, к доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения, к водворению порядка и правды в действии всех учреждений»
  • 1881, 6 мая — «циркуляр начальникам губерний». подписанный графом Игнатьевым : «великие и широко задуманные преобразования минувшего Царствования не принесли всей той пользы, которую Царь-Освободитель имел право ожидать от них. Манифест 29-го апреля указывает нам, что Верховная Власть измерила громадность зла, от которого страдает наше Отечество, и решила приступить к искоренению его»
  • 1881, 14 августа — Закон «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» — чрезвычайная мера для борьбы с революционным движением
  • 1881, 28 декабря — указы о понижении выкупных платежей для крестьян и об обязательном выкупе земли бывшими крепостными
  • 1882, 3 мая — положение Комитета министров «О порядке приведения в действие правил о евреях», ужесточающие ограничительные законы относительно евреев
  • 1882, 18 мая — Положение о Крестьянском банке, предназначенном для выдачи кредитов крестьянам на выкуп земли
  • 1882, 1 июня — Закон, запрещающий работу детей до 12 лет, вводивший 8-часовой рабочий день для детей от 12 до 15 лет, запрещавший детям работать ночью, в воскресные дни и на вредных производствах
  • 1882, 27 августа — «Временные правила о печати» с новыми цензурными ограничениями
  • 1883, 26 апреля — закон о дворянских выморочных имуществах, по которому имущества после потомственных дворян обращаются в собственность дворянского общества
  • 1883, 3 мая — закон о старообрядцах, предоставлявший им относительно легальный статус
  • 1884, апрель — прекращён выход либерального журнала «Отечественные записки»
  • 1884, 12 июня — Закон, более жёстко регламентирующий назначение присяжных заседателей
  • 1884, 13 июня — «Правила о церковно-приходских школах», по которым в селах создавались двух- и четырёхгодичные школы
  • 1884, 23 августа — новый Университетский устав, который повышал плату за обучение, вводил обязательную форму и отменял автономию университетов
  • 1885, 21 апреля — создан Дворянский банк, который на льготных условиях выдавал кредиты дворянам
  • 1885, 20 мая — Закон, значительно расширявший полномочия министра юстиции в надзоре за организацией рассмотрения дел в судах и контроля за приговорами и решениями
  • 1885, 30 октября — на доклад Победоносцева, в котором предлагалось вернуться к дореформенной системе судопроизводства, Александр Третий отреагировал: «Благодарю очень за присланную записку о реформе судебного строя»

Судебные уставы 1864 года все-таки не были коренным образом реформированы потому, что этому способствовала позиция широких слоёв общества, главным образом буржуазных

  • 1886, 18 марта — закон, затруднявший крестьянские семейные разделы, так как для этого требовалось получение согласия главы семьи и 2/3 сельского схода
  • 1887, 1 января — с этого дня отменена подушная подать — налог, который платило население на содержание армии
  • 1887, 28 апреля — Закон «Об изменении правил составления списков присяжных заседателей» установил образовательный ценз для присяжных — умение читать по-русски, а также увеличил имущественный ценз
  • 1887, 5 июня — Циркуляр «О сокращении гимнастического образования», запрещавший прием в гимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одарённых гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию». В народе он прозван «Циркуляром о кухаркиных детях»
  • 1887, 16 августа — постановлено, что орден св. Владимира 4-й степени (сообщающий дворянство) может быть испрашиваем лицам недворянского происхождения лишь по прослужении в классных чинах не менее 20 лет
  • 1889, 7 июля — изменения в уставе уголовного судопроизводства, ограничивающие юрисдикцию присяжных заседателей
  • 1889, 12 июля — «Положение о земских участковых начальниках», которое вводило должность назначаемого земского начальника, имевшего административные и судебные функции, в селах и деревнях упразднял мировой суд, что лишь усугубило неприязненные отношения между крестьянами и дворянами, которые и назначались земскими начальниками
  • 1890, 12 июня — Новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», сокращавшее права земских собраний и узаконивавшее выборы по сословиям с уменьшением числа гласных крестьян в пользу дворян
  • 1891, 25 февраля — Указ о начале строительства Транссибирской магистрали
  • 1891, 21 августа — соглашение России и Франции о консультациях по всем политическим вопросам. Начало «Антанты»*
  • 1892, 11 июня — новое Городовое положение с изменениями в избирательной системе: повышен избирательный ценз, что отсекло от участия в выборах мелких и средних собственников, ограничивались права и независимость органов городского самоуправления
  • 1892, 9 июля — прекращено награждение чинами лиц торгового сословия, а равно лиц не пользующихся правами государственной службы — за отличия неслужебные.
  • 1893, 8 июля — Закон о земельных переделах
  • 1893, 14 декабря — Закон о мерах к предупреждению отчуждения крестьянских надельных земель. Оба закона ограничивали права общины на передел земли и закрепляли наделы за крестьянами не менее чем на 12 лет
  • 1893, 20 июля — введена винная монополия, дающая государству исключительное право на производство спиртных напитков, что значительно увеличило приток денег в бюджет
  • 1893, 14 мая — Положение о государственном квартирном налоге

Они просты. Александр Второй освободил крестьян от крепостной зависимости, осуществил множество важнейших либеральных реформ, но не угодил — всем и правым и левым. «Ах так — «сказал» его сын подданным — вам не нравилось предыдущее правление? При мне будет всё наоборот»

Итог реформ и контрреформ Александра Третьего

Значительный спад революционной и террористической активности
Восстановление авторитета православной церкви
Бурный рост промышленности
Рост доходов государства
Революционные, либеральные идеи не были побеждены, но загнаны внутрь, чтобы активно проявиться при сыне Александра Третьего Николае Втором

*Антанта — военно-политический блок России, Великобритании и Франции, создан в качестве противовеса «Тройственному союзу» Германии, Австро-Венгрии и Италии

Династия Романовых

Источник: http://ChtoOznachaet.ru/reformy-aleksandra-iii.html

Старообрядчество и старообрядцы. Ответ из первых уст

Закон о старообрядцах 1883

В последние годы в нашей стране растет интерес к старообрядчеству. Многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современному дню старообрядчества.

Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо.

О смысловом значении термина «старообрядчество» читайте в статье «Что такое старообрядчество?».

Раскольники или старообрядцы?

Сам по себе термин «старообрядчество» возник вынужденно.

Дело в том, что Синодальная Церковь, её миссионеры и богословы называли сторонников дораскольного, дониконовского православия не иначе, как раскольниками и еретиками.

Делалось это потому, что древнерусские старообрядческие церковные традиции, существовавшие на Руси почти 700 лет, на новообрядческих соборах 1656, 1666–1667 годов были признаны неправославными, раскольническими и еретическими.

Сергий РадонежскийФактически, такой величайший русский подвижник, как Сергий Радонежский, признавался неправославным, что вызвало явный глубокий протест у верующих.

Эту позицию Синодальная Церковь взяла как основную и пользовалась ей, поясняя, что сторонники всех без исключения старообрядческих согласий отпали от «истинной» Церкви из-за своего твердого нежелания принимать церковную реформу, которую начал приводить в жизнь патриарх Никон и продолжили в той или иной степени его последователи, включая императора Петра I.  

На этом основании всех, не принимающих реформы, назвали раскольниками, переложив на них ответственность за раскол русской Церкви, за якобы отделение от православия.

До начала XX века во всей полемической литературе, издаваемой господствующей церковью, христиане, исповедующие дораскольные церковные традиции, именовались «раскольниками», а само духовное движение русского народа в защиту отеческих церковных обычаев называли «расколом».

Этот и другие еще более оскорбительные термины использовались не только для того, чтобы обличить или унизить старообрядцев, но и для того чтобы обосновать гонения, массовые репрессии против сторонников древнего русского церковного благочестия. В книге «Пращица духовная», изданной по благословению новообрядческого Синода, так и говорилось:

«Раскольники не суть сынове церкви, но сущие преслушницы. Они достойны предании бытии к наказанию градского суда…достойны всякого наказания и ран.
А по не исцелении, и смертного убиения».
 

В старообрядческой литературе XVII — первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался

И большая часть русского народа, сама того не желая, стала именоваться оскорбительным, переворачивающим с ног на голову суть старообрядчества, термином. При этом внутренне с этим не соглашаясь, верующие — сторонники дораскольного православия — искренне стремились добиться того, чтобы официально именоваться иначе.

Для самоидентификации они взяли термин «древлеправославные христиане» — отсюда и именование каждого старообрядческого согласия своей Церкви: Древлеправославной. Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».

В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь».  

Немаловажно, что среди верующих «по-старому» термин «старообрядчество» долгое время не использовался потому, что сами верующие так себя не называли. В церковных документах, переписке, бытовом общении они предпочитали именовать себя «христианами», иногда «староверами».

Термин «старообрядчество», легализованный светскими авторами либерального и славянофильского направления во второй половине XIX века, считался не вполне корректными.

Смысл термина «старообрядчество» как такового указывал на сугубое главенство обрядов, тогда как в реальности старообрядцы считали, что Старая Вера — это не только старые обряды, но и совокупность церковных догматов, мировоззренческих истин, особых традиций духовности, культуры и быта.

Изменение отношения к термину «старообрядчество» в обществе

Однако к концу XIX века ситуация в обществе и Российской империи начинает меняться. Правительство с большим вниманием стало относиться к нуждам и запросам древлеправославных христиан, понадобился некий обобщающий термин для цивилизованного диалога, нормативных актов и законодательства.

По этой причине термины «старообрядчество», «старообрядцы» приобретает все большее распространение.

При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства.

Для старообрядцев внутренняя противоречивость этого термина в том и состояла, что, используя его, они объединяли в одном понятии истинно Православную Церковь (т.е. своё собственное старообрядческое согласие) с еретиками (т.е. старообрядцами других согласий).

Тем не менее старообрядцы в начале XX века позитивно восприняли, что в официальной прессе термины «раскольники» и «раскольничий» стали постепенно заменяться на «старообрядцы» и «старообрядческий». Новая терминология не носила негативной окраски, а потому старообрядческие согласия стали активно использовать её в общественной и публичной сфере.

Слово «старообрядчество» принимается не только верующими. Светские и старообрядческие публицисты и писатели, общественные и государственные деятели все активнее используют его в литературе и официальных документах.

В то же время консервативные представители синодальной церкви в дореволюционное время продолжают настаивать на том, что термин «старообрядчество» неверен.

«Признавая существования «старообрядчества», — говорили они, — придется признать и наличие «новообрядчества», то есть признаться в том, что официальная церковь использует не древние, а новоизобретенные чины и обряды».

По мнению новообрядческих миссионеров, такого саморазоблачения нельзя было никак допустить. И все же слова «старообрядцы», «старообрядчество» со временем все прочнее укоренялись в литературе и в повседневной речи, вытесняя и из разговорного оборота подавляющего большинства сторонников «официального» православия термин «раскольники».

Старообрядческие начетчики, синодальные богословы и светские ученые о термине «старообрядчество»

Размышляя над понятием «старообрядчество», писатели, богословы и публицисты давали разные оценки. До сих пор авторы не могут придти к одному мнению.

Не случайно поэтому даже в популярной книге, словаре «Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы» (М.

, 1996), увидевший свет в издательстве Русской Православной старообрядческой Церкви, не имеется отдельной статьи «старообрядчество», которая бы объясняла суть этого явления в отечественной истории.

Единственное, здесь лишь замечается о том, что это «сложное явление, объединяющее под одним названием и истинную Церковь Христову, и тьму заблуждений».

Заметно усложняет восприятие термина «старообрядчество» наличие в среде старообрядцев разделений на «согласия» (старообрядческие церкви), которые делятся на сторонников иерархического устройства со старообрядческими священниками и епископами (отсюда и именование: поповцы — Русская Православная Старообрядческая Церковь, Русская Древлеправославная Церковь) и на тех, кто не принимает священников и епископов — беспоповцев (Древлеправославная Поморская церковь, Часовенное согласие, бегуны (странническое согласие), федосеевское согласие).

Старообрядцы  носители старой веры

Некоторые старообрядческие авторы считают, что далеко не только разница в обрядах отделяет старообрядчество от новообрядчества и других конфессий.

Есть, например, и некоторые догматические различия в отношении к церковным таинствам, глубокие культурологические различия в отношении к церковному пению, иконописи, церковно-канонические отличия в церковном управлении, проведении соборов, в отношении к церковным правилам.

Такие авторы утверждают, что старообрядчество содержит не только старые обряды, но и Старую Веру.

Следовательно, утверждают такие авторы, удобнее и правильнее с точки зрения здравого смысла, использовать термин «староверие», негласно подразумевающий собой все то, что является для принявших дораскольное православие единственно верным. Примечательно, что первоначально термин «староверие» активно использовали сторонники беспоповских старообрядческих согласий. Со временем он прижился и в других согласиях.

Сегодня представители новообрядческих церквей очень редко называют старообрядцев раскольниками, термин «старообрядчество» прижился как в официальных документах, так и церковной публицистике.

Однако новообрядческие авторы настаивают, что смысл старообрядчества кроется в исключительном следовании старым обрядам.

В отличие от дореволюционных синодальных авторов, нынешние богословы РПЦ и других новообрядческих церквей не видят опасности в применении терминов «старообрядчество» и «новообрядчество». По их мнению, возраст или истинность происхождения того или иного обряда не имеет никакого значения.

Собор Русской Православной Церкви 1971 года признал старые и новые обряды абсолютно равноправными, равночестными и равноспасительными. Таким образом, в РПЦ форме обряда ныне придается второстепенное значение.

Вместе с тем новообрядческие авторы продолжают наставить, что старообрядцы, староверы — это часть верующих, отделившихся от Русской Православной Церкви, а следовательно, и от всего православия, после реформ патриарха Никона.

Что такое русское старообрядчество?

Так какое же толкование термина «старообрядчество» наиболее приемлемо сегодня как для самих старообрядцев, так и для светского общества, включая ученых, изучающих историю и культуру старообрядчества и жизнь современных старообрядческих церквей?

Итак, во-первых, поскольку в момент церковного раскола XVII века старообрядцы не вносили никаких нововведений, а остались верными древней православной церковной традиции, то нельзя назвать их «отделившимися» от православия. Они никуда не уходили. Наоборот, они отстаивали православные традиции в их неизменном виде и отказались от реформ и нововведений.

Во-вторых, старообрядцы представляли собой значительную группу верующих древнерусской Церкви, состоящую как из мирян, так и из духовенства.

И, в-третьих, несмотря на разделения внутри старообрядчества, которые произошли по причине жестоких гонений и невозможности на протяжении столетий организовать полноценную церковную жизнь, старообрядцы сохранили общие родовые церковно-общественные признаки.

С учетом сказанного, можно предложить следующее определение:

СТАРООБРЯДЧЕСТВО (или СТАРОВЕРИЕ) — это общее название русского православного духовенства и мирян, стремящихся сохранить церковные установления и традиции древней Русской Православной Церкви и отказавшихся принять реформу, предпринятую в XVII веке патриархом Никоном и продолженную его последователями, вплоть до Петра Iвключительно.

Материалы по теме:

— история старообрядчества
— старообрядческие храмы на карте
— фотографии старообрядцев
— выдающиеся личности старообрядчества
— новости старообрядчества

Источник: https://ruvera.ru/staroobryadchestvo

Законы о старообрядцах

Закон о старообрядцах 1883

Была запрещена деятельность старо­верческих учителей и вся система обучения в ста­роверческих школах. Однако эти школы и учи­теля продолжали, хотя и в глубокой тайне, свою деятельность. При этом поступление старооб­рядцев в гимназии и университеты было крайне затруднено.

Учащиеся обязаны были посещать уроки Закона Божия, где, обыкновенно, велось не столько преподавание уроков, сколько злостная критика старообрядчества и старообрядцев, сопровождаемая ругательствами.

При посещении учебных заведений архиереями учащихся застав­ляли подходить под их благословение, заставляли ходить на общую молитву с никонианами, в царские дни — в церковь и т.д.

Разрешая «творить обществен­ную молитву и исполнять духовные требы по их об­рядам как в частных домах, так и в особо предназ­наченных для сего зданиях», закон 1883 г. запрещал именовать сами эти здания церквами.

Посуда вся освещается наставником, у нас она моется с молитвой, и каждому человеку со стороны выделяется мирская посуда, из которой мы не едим», — говорит дядя Ваня. Староверы чтут достаток и чистоту.

  • Факт 13
  • Законы о старообрядцах
  • Закон о старообрядцах 1883
  • Закон о старообрядцах
  • Апокрифы[править | править код]
  • Закон о старообрядцах 1906
  • Обычаи и традиции староверов
  • Закон о старообрядцах 1883 года
  • Литература[править | править код]
  • Научная литература[править | править код]
  • Участники Отечественной войны 1812 года[править | править код]

Нет лекарств. Нет медицины. Нет болезней. Начать нужно с того, что эти люди здоровы с самого рождения.
Прививки детям — зло, как и прививки взрослым. «Генетика», — говорят они, смотря на дородного хлопца с солдатской выправкой на семейной фотографии. «А чем вы лечитесь?» — спрашиваю я у Аннушки.

«Я даже не знаю, — говорит она. — Травки попьем. А какие нужно пить, подсказывает нутро». «Та же баня, то же натирание медом, — добавляет дядя Ваня. — Мой дед лечил ангину перцем с медом: делает лодочку из бумаги и в этой бумаге кипятит мед над свечкой.

Бумага при этом не горит, это же чудо! Что усиливает действие лекарства, — улыбается он.

  • ↑УТРО.РУ: Старообрядчество породило нравственных олигархов (неопр.). Портал-Credo.ru. Дата обращения 22 ноября 2017.
  • ↑ Градовский А. Д. Гл. 6. О веротерпимости // Начала русского государственного права. — СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1875. — Т. I. Архивная копия от 3 февраля 2016 на Wayback Machine
  • ↑ Закон от 3 мая 1883 г. и трансформация ответственности сектантов за некоторые религиозные преступления (неопр.). Тольяттинский государственный университет (3 мая 1883).
  • ↑ «Уже в этот период, в течение лета — осени 1941 года, зарегистрированы эпизоды, когда религиозный коллаборационизм трансформировался в военный. В частности, в октябре 1941 года в тылу 18-й немецкой армии при абвере из староверов был создан русский вооруженный отряд.

Смирнов: «Собственно в царствование Александра II был издан всего один закон – о браках раскольников, определивший их права по происхождению» [8, 225]. В 1868г. была образована Комиссия по этому вопросу. Сам же закон был издан 19 апр. 1874г.

Согласно данному закону старообрядцам было разрешено совершать браки гражданским порядком через регистрацию в особых метрических книгах при полицейских правлениях.
Через эту запись «браки раскольников приобретают в гражданском отношении силу и последствия законного брака» [7, 59].

Лишь теперь дети, родившиеся от старообрядческих браков признавались законными, и могли разрешиться вопросы, связанные с наследством. Однако данный закон оговаривал право на брак лишь для «явных», записных старообрядцев «от рождения», т.
е.

Закон о старообрядцах 1883

На совещании было предложено отменить саму оскорбительную формулировку «раскольник», а также подвергнуть систематизации все раскольнические и сектантские толки в зависимости от их государственной и вероисповедной «вредности».

Совет министров высказал свое положительное мнение «о признании за раскольническими благотворительными учреждениями и молитвенными домами значения юридических лиц… о порядке сооружения молитвенных старообрядческих и сектантских домов, закрытии их и о распечатании запечатанных молелен… об устройстве старообрядческих скитов и обителей… о публичном оказательстве раскола… о лицах, отправляющих у старообрядцев и сектантов духовные требы… о надзоре за старообрядческими печатными изданиями… о правах старообрядцев и сектантов по службе государственной и общественной».

Закон о старообрядцах

Внимание

Основными учебниками традиционно были Азбука, Псалтырь и Часослов. Особо одарённых детей учили славянскому письму и иконописи.

Некоторые беспоповские согласы (поморы, федосеевцы и др.) используют хомовое пение, вышедшее из употребления в XVII веке[23].

Апокрифы[править | править код]

Апокрифы были широко распространены на Руси среди христиан ещё до раскола. У части старообрядцев существовал интерес к апокрифам, чаще всего эсхатологическим.

Начался раскол после реформ Патриарха Никона, который ввел новшества в церковные книги и церковный уклад. Все, кто не принял изменений и радел за сохранение старых традиций, были преданы анафеме и подверглись гонениям.

Большая община староверов вскоре раскололась на отдельные ветви, которые не признавали таинств и традиций Православной Церкви и зачастую имели отличные друг от друга взгляды на веру.

Избегая преследований, староверы бежали в нелюдимые места, заселив Север России, Поволжье, Сибирь, обосновались на территории Турции, Румынии, Польши, Китая, добрались до Боливии и даже Австралии.

Нынешний уклад жизни староверов практически не отличается от того, которым несколько веков назад пользовались их деды и прадеды. В таких семьях чтят историю и традиции, переходящие из поколения с поколения.

На основании данного Указа был определен порядок образования старообрядческих общин — всего лишь явочный. Группа старообрядцев, не менее 50 человек, подавала в губернское или областное правление заявление. Заявление учредителей служило основанием для внесения общины в реестр.

Внесенные в реестр общины получали право избирать духовных лиц, сооружать храмы, молитвенные дома, проводить операции с недвижимостью (но на операции с недвижимым имуществом на сумму свыше 5000 рублей требовалось получение Высочайшего разрешения), учреждать богоугодные заведения и школы.

Помимо того, циркуляром МВД от 18 августа 1905 г.

Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Сравнение текста[17][18].

Дореформенный текст «Новообрядческий» текст Ісусъ, (Ісъ) Іисусъ, (Іисъ) Рожденна, а не сотворенна Рожденна, не сотворенна Его же царствію несть конца Его же царствию не будет конца И воплотившегося от Духа Свята, и Марии девы вочеловечшася И воплотившегося от Духа Свята и Марии девы, и вочеловечшася И воскресшаго в третий день по Писаниих. И воскресшаго в третий день по Писанием.

Важно

Неопределенность позиции вынуждала постепенно нащупывать общие направления развития. Таким явным движением из стороны в сторону характеризуется наступивший период золотого века старообрядчества.

Список использованной литературы

Источник: https://ohrana-nasledie.ru/zakony-o-staroobryadtsah

Закон о старообрядцах 1883

Закон о старообрядцах 1883

Старообрядцы также не должны были лишний раз напоминать о своем существовании. Во избежание «оказательства раскола» они были лишены возможности ходить крестным ходом вокруг своих храмов даже на Пасху, а старообрядческие священники не имели возможности вне храма носить подобающую их сану одежду.

Они могли собираться на общую молитву, но так, чтобы никто их не видел, могли содержать моленную, но так, чтобы по виду здания или по колокольному звону нельзя было определить, что это именно храм.

Но несмотря на такое полулегальное положение, старообрядцы много строили: появлялись новые храмы и даже целые монастыри с многочисленными насельниками.

Сторообрядческий вопрос в российской империи и либеральные законы второй половины XIX в

внутренняя ситуация в стране изменилась на столько, что наделение старообрядцев определенными гражданскими правами и свободами в отправлении богослужения стало неизбежным.

17 февраля 1812 г.

правительство пытается перейти к более решительным действиям, издав распоряжение «О дозволении старообрядцам иметь священников, избираемых по согласию прихожан епархиальными архиереями, а не из попов иргизских монастырей, беглых духовных, опорочивших свое звание».

Задача, которая ставилась перед вновь созданным Комитетом, была сходной с теми, что стояли «на повестке дня» в предыдущие годы: разработать взамен малоэффективной системы действий в отношении старообрядцев такую, которая способна была бы решить эту многовековую проблему [3, 26].

Первый вопрос, который предстояло решить, касался квалификации «толков и сект». Классификация составляла основу деятельности Комитета, т.к.

Закон о старообряд­цах 1883 год

В том случае, когда в волости, состоящей из православных и раскольников, в должности волостного старшины утвержден будет раскольник, помощник его должен быть из православных. Принадлежащие к расколу волостные старшины и их помощники не допускаются к участию в делах приходских попечительств.

5) Раскольникам дозволяется творить общественную молитву, исполнять духовныя требы и совершать богослужение по их обрядам, как в частных домах, так равно в особо предназначенных для сего зданиях, с тем лишь непременным условием, чтобы при этом не были нарушаемы общия правила благочиния и общественнаго порядка.

Закон 1883 года о старообрядцахПамять История и события

Считая Староверие сектантством, которое со време­нем должно быть полностью изжито, и называя пос­лабления послепетровского времени «мнимыми пра­вами» старообрядцев, правительство Александра I, тем не менее, не желало начинать новых гонений.

В государственном законодательстве этого времени ярко выразился тот же принцип, по которому гос­подствующая церковь решилась на учреждение еди­новерия — «терпимость без признания». На практике же политика правительства выража­лась в том, чтобы «не замечать» старообрядчества.

Старообрядцы также не должны были лишний раз напоминать о своем существовании.

Они могли собираться на общую молитву, но так, чтобы никто их не видел, могли содержать

Новая политика и новые законы о старообрядцах

Кроме того, старообрядцы, в силу религиозных убеждений, были вынуждены платить налог на бороду, который взымался с 16 января 1705 года.

Воротник должен быть обязательно красного цвета — из красного сукна, а само платье нельзя носить красного цвета. Если кто из старообрядцев появлялся в другой одежде, то с того брали штраф — 50 рублей. В 1724 году, 13 ноября Петр издал указ, по просьбе архиепископа Нижегородского Питирима, о том, чтобы выдавать старообрядцам медные знаки, которые старообрядцы были

Политика государства по отношению к старообрядцам

The author shows implementation of specific regulations in practice, using archival and legislative materials.

Ключевые слова: конфессиональная политика, нормативно-правовой акт, Русская православная церковь, старообрядцы, культовый центр, молельный дом (молельня), богослужебная книга, икона, духовенство.

Keywords: confessional state policy, legislative materials, Russian Orthodox Church, Old Believers, religious center, pray-house, religious book, icon, clergy. 40-50-е гг. XIX в. в истории России связаны с правлением Николая I.

В ходе реализации внутриполитического курса на первый план им была выдвинута идея подавления революционного движения в стране. Искоренению подлежало прогрессивное начало и свободомыслие во всех его проявлениях. Консерватизм императора нашел свое выражение и в сфере конфессиональной политики.

В частности, при Николае I была разработана система жестких мер для борьбы со староверием.

Исторические предпосылки закона «Об укреплении начал веротерпимости» 1905 года и расцвет старообрядчества

Признать, что отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собою каких-либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий, причем отпавшее по достижении совершеннолетия от Православия лицо признается принадлежащим к тому вероисповеданию или вероучению, которое оно для себя избрало.

2. Признать, что, при переходе одного из исповедующих ту же самую христианскую веру супругов в другое вероисповедание, все не достигшие совершеннолетия дети остаются в прежней вере, исповедуемой другим супругом, а при таковом же переходе обоих супругов дети их до 14 лет следуют вере родителей, достигшие же сего возраста остаются в прежней своей религии.

3. Установить, в дополнение к сим правилам (пп.

1 и 2), что лица, числящиеся православными, но в действительности исповедующие ту нехристианскую веру, к которой

В ожидании свободы для старообрядцев при александре 3

Победоносцев, страшно ненавидевший старообрядцев и в особенности — старообрядческую иерархию.

В течение всего царствования Александра III (1881-1894 гг.) и полцарствования Николая II (1894-1905 гг.) этот «временщик» неустанно и упорно вел политику гнета и преследования старообрядчества.

Он был фактическим и «всесильным» главой господствующей церкви и распоряжался в ней, как в своем поместье: она шла на его поводу, отчего положение старообрядцев становилось тягостнее, невыносимее, потому что на местах все духовное начальство жило и дышало духом победоносцевщины. В правительственных сферах, однако, сознавали многие государственные умы, вопреки Победоносцеву, что нужно все-таки как-то урегулировать религиозную жизнь многих миллионов русских людей, именуемых старообрядцами, что какой-то закон для них необходимо создать и издать.

Источник: https://balans38.ru/zakon-o-staroobrjadcah-1883-43638/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.